В начало
И.А. Монастырская. Культурология в системе гуманитарных наук

Проблема определения культуры и места культурологии в системе гуманитарных наук, на наш взгляд, является единой и решать ее нужно во взаимосвязи и взаимообусловленности двух констант - понятия культуры и понятия науки о культуре. С определения и объяснения категорий культуры, по сути дела, начинается культурология, от них отталкивается, ими же и исчерпывается. В то же время от понимания культурологии как гуманитарной науки, ее места в системе гуманитарного знания во многом зависит уровень и задачи исследования самого феномена культуры, а также методика и система понятий, способы и подходы к определению культуры.
К сожалению до сих пор частнонаучные определения подменяют собственно культурологические. С возникновением широких системных исследований на Западе культурология стала рассматриваться рядом ученых как частнонаучная дисциплина, расчленяющая культуру на разного рода исследования: лингвистические, этнические, этнокультурные, этнографические и т. д.. В отечественной литературе культурология также рассматривается некоторыми авторами как частнонаучная дисциплина наряду с другими гуманитарными науками и соотносится с философией как частное с общим (Межуев В. Культурология и философия культуры // Культурология сегодня. М, 1993. С. 15-22). В таком случае возможно применение к области исследования культуры традиционных способов познания. Однако зачастую многие культурные феномены можно трактовать, исходя из ценностно-смыслового поля культуры. Культурология находится на стыке различных научных дисциплин, являясь как бы «маргинальной областью». И потому не случайно так огромен, неисчерпаем и многогранен тот «культурный арсенал», который исследует наука о культуре. И потому не все критерии и методики исследования, пригодные для «точных» и «строгих» наук, подходят для изучения такого сложного феномена каковым является культура.
Не случайно в западноевропейской культурологической мысли XIX века появилось новое название для науки о культуре - культурфилософия, (А.Мюллер). Куль-турфилософия использовала в процессе познания не столько позитивистские методы исследования, сколько иррациональные, учитывающие личностный, субъективный аспект культуры. В XX в. культурфилософия пополнилась многими оригинальными концепциями и версиями понимания культуры, достаточно вспомнить, например, культурную морфологию О.Шпенглера; аксиологии культуры В.Виндельбанда и Г.Риккерта; социологию культуры М.Вебера, Г.Зиммеля.
Другие авторы рассматривают культурологию как общенаучную дисциплину. Так Ф. Боас и А. Кребер определяют науку о культуре как культурантропологию, которая имеет отношение к культурам, отличающимся от той, что представлена самим исследователем, удаленным во времени и пространстве. В 40-х годах Лесли Уайт - современный американский культурантрополог - вводит другой термин, обозначающий науку о культуре, известный сегодня как «культурология». Термин «культурология», по определению Уайта, должен выражать отношение между человеком, с одной стороны и культурой, с другой. Л.Уайт был первым исследователем, предпринявшим попытку систематического обоснования общей теории культуры. Среди отечественных культурологов весьма плодотворной можно назвать точку зрения на культурологию как интегративную, синтетическую науку среди гуманитарных наук, выполняющую для этих наук методологическую функцию, являющуюся «системообразующим фактором комплекса наук о культуре» (Арнольдов Л.И. Культурология - как познание культуры: новые подходя // Культурология сегодня. С.7-8).


И.А. Монастырская. Культурология в системе гуманитарных наук // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 60-61.

Hosted by uCoz