В начало
Т.В. Мордовцева. Поиск оснований некрокультуры

Некрокультура - это подсистема мировой/национальной культуры, в которой закрепляются, транслируются и вырабатываются вновь посредством коммуникации различные формы отношений с реальными или идеальными мертвыми объектами. Этимология слова «некрокультура» восходит к греческому и латинскому корням: первый означает «мертвый», второй - «возделывание, обработка», в более широком смысле любой вид деятельности социального характера.
Термин «некрокультура» по своему объему больше, чем «некрология, обозначающий, с одной стороны, всю сумму традиционных знаний любого конкретного общества о смерти, а также о формах и способах обращения с умершим (умершими), а с другой — изучение этой сферы деятельности человека» (Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. М, 1997. С.7.). Дело в том, что любая отрасль знания возникает и функционирует в определенных условиях развития культуры и в этом смысле некрология зависит от уже сложившихся в обществе (культуре) особенностей «обращения с умершими». По сути некрология фиксирует имеющиеся знания, традиции, формы и способы подобного обращения, тогда как некрокультура продуцирует (фабрикует) их.
Изучение характера некрокультуры позволяет выявить существенные стороны жизни культуры и общества. Так, например, в известной работе Ф. Арьеса анализу подвергается именно некрокультура, материальной основой которой выступает кладбище, надгробия, могилы и пр., духовной — молитва, обряды и ритуалы похорон, завещания и пр. Из всего этого многообразия вещей и явлений Арьес строит пять моделей смерти («прирученной», «своей», «дальней и близкой», «твоей», «перевернутой»), упорядоченных такими «психическими элементами» как самосознание, защита общества от дикой природы, вера в продолжение существования после смерти и вера в существование зла. Обратим внимание на то, что данные «психологические элементы» скорее являются производными, нежели направляющими или задающими модель смерти. Ведь самосознание и/или вера формируются под внешним влиянием коммуникации. Человек в любое историческое время, будучи представителем какой-либо культуры, приобретает свою ментальную (национальную) самоидентификацию в результате общения и коммуникационного взаимодействия с «себе подобными». Представления человека о чем-либо, в том числе о смерти, формируются в условиях определенной культуры и коммуникации. Характер (модель) самой коммуникации становится первоосновой для выработки того или иного представления.
Например, в условиях замкнутой модели культурной коммуникации (К.Ясперс) скорее возникнут идеи уникальности, неповторимости некрокультуры и враждебности всех остальных, как это видно из сакральных текстов («Книг мертвых») египетской и тибетской культур.
Здесь идея смерти становится элитарной. Смерть - это нечто особое, что принадлежит (понимается) некоторым числом избранных лиц. В этой модели есть четкое разделение на «смерть для своих» и «смерть для чужих». Современная западноевропейская и североамериканская культуры развиваются на основе открытого характера коммуникации. В этих условиях модель смерти приобретает черты унификации и гуманизации. В открытом коммуникационном пространстве культур нет четкого разделения на «своих» и «чужих», поэтому смерть становится «одинаковой для всех». Как, например, естественнонаучная модель смерти, утверждающая один сценарий для всех людей. Эта модель не имеет «культурного» или национального лица, она подходит любому и каждому, кто включен в общий тип коммуникации.
Итак, характер коммуникации задает ориентиры для моделирования идеи смерти, а вместе с тем и формирует некрокультуру. Исследуя тип и особенности коммуникационного взаимодействия, можно понять и объяснить те или иные культурные нормы, традиции, правила и социальный порядок. Вместе с тем это позволяет оценить идею смерти и предугадать ее последствия в применении к ценностям жизни.


Т.В. Мордовцева. Поиск оснований некрокультуры // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С 61-62.

Hosted by uCoz