В начало
Г.П. Выжлецов. Философия культуры на рубежах веков

Становление философии культуры в современном значении началось, когда в ее проблемном поле встретились три смыслообразующих начала человеческого бытия: трансцендентное (духовное), объективное и субъективное. Первый философский синтез божественного, природного и человеческого, как самостоятельных начал, связан с социокультурным переломом рубежа XVIII—XIX вв., вызванного целым рядом исторических событий от Великой Французской революции до ее немецкого духовного аналога, начатого движением «Бури и натиска» и приведшего не только к философскому примирению с действительностью Гегеля, но и к философии немецкого романтизма, соединившего и абсолютизировавшего творческое начало природы и божественный порыв Гения к свободе духа и созданию новой духовной реальности, называемой культурой. Тогда же и был введен немецким философом-романтиком А.Мюл-лером термин «культурфилософия», поскольку вся рационалистическая тенденция, начиная с декартовского cogito, фактически сводила содержание понятия культуры, появившееся в Новое время, к гегелевской «всеобщности мышления».
Ортега-и-Гассет позднее заметит, что если француз XVIII в. был «прогрессистом», то немец XIX в. стал в этом смысле «культуралистом» настолько, что почти всю немецкую философию от Канта до 1900 г. можно отнести к «философии культуры». Однако, в ней также мораль, наука и искусство. Добро, Истина и Красота, как сущностные элементы культуры, оказались оторванными не только друг от друга и от питающего их единого жизненного процесса, но и, главное, от духовной жизни человека как личности. Теперь, по словам Ортеги-и-Гассета, вместо слова «Бог» немец говорит «Идея» (Гегель), «Примат Практического Разума» (Кант, Фихте) или «Культура» (Коген, Виндельбанд, Риккерт).
В то же время, неокантианцы, противопоставляя науки о культуре и науки о природе, исходят из того, что единство и целостность духовной культуры обеспечивают ценности, которые и определяют, по их мнению, предмет и метод философии. Тем самым, как скажет в своих лекциях 1919 г. М.Хайдеггер, ученик Г.Риккерта, трансцендентальная философия ценности становится подлинной философией культуры. Если, по словам М.Хайдеггера, дух и культура были осознаны в качестве основных видов человеческого поведения с Нового времени, то ценности как их фиксируемые проявления, — лишь с Новейшего, т. е. с неокантианцев и Ф.Ницше, осуществившего в конце XIX в. подлинную переоценку ценностей, заложив вместе с ними основы ценностной философии культуры XX в.
Идеи ценностной специфики и сущности культуры занимают особое место в философии русского зарубежья Н.А.Бердяева, С.Л.Франка, П.А.Сорокина, Н.О.Лос-ского, И.А.Ильина, Б.П.Вышеславцева. Увидев ценностные начала человеческого бытия не в познающем или морализующем разуме, а в божественной духовности, русские философы показали, что преобразующий человека прорыв этой духовности в социум и реализуется в виде общечеловеческих и духовных ценностей, определяя, по словам Н.А.Бердяева, органическое единство и нуменальное значение великой триады XX века: Дух -Свобода - Личность, ибо в жизни духа и заключена сущность нашей эпохи. Это означает, что через ценностную проблематику философия XX в. оказалась в своей родной стихии, - сфере духа и при выполнении своей культурфилософской, культуротворческой миссии ей не нужно больше маскироваться под теологию, науку или идеологию.
Современная философия культуры возникла как осознание того факта, что ни одна из отдельных сфер культуры, ни религия, ни мораль, ни искусство, ни тем более, наука и техника сами по себе не способны выступить в качестве консолидирующей общекультурной основы, что и показал социокультурный кризис рубежа
XIX и XX вв., разразившийся двумя мировыми войнами и революциями XX в. Сегодня, на рубеже тысячелетий речь идет уже о глобальном кризисе, угрожающем гибелью не отдельным странам, народам или сословиям, как прежде, а всей земной цивилизации в целом. Поэтому к концу XX в. приходит понимание того, что лишь культура в целом может стать безболезненным интегратором человечества, единственным средством не просто выхода из кризиса всеобщего отчуждения, а
преодоления его. Для этого нужно знать как устроено и функционирует больное кризисное общество и что, следовательно, представляет собой культура как единственное средство преодоления этой болезни. Ибо культура сегодня — это уже не «довесок» к жизни в виде индустрии развлечений в сфере досуга, а сущностная основа самой жизни, исходное условие свободы и достоинства человека, средство национального само-,, сознания всех без исключения народов.
Ценностная философия культуры на рубеже XX— XXI вв. исходит из того, что в человеке соединены три высшие и сокровенные тайны бытия: Жизнь - Сознание (сверхжизнь) - Дух (сверхсознание) или духовный потенциал бесконечной вселенской жизни, проявляющийся в человеческом бытии в виде ценностей как внутренней основы и ядра культуры человека и общества. Это означает, что не само по себе сознание, а именно ценности определяют в конечном счете собственный смысл человеческого существования. Поэтому на современном этапе логичнее начинать с определения не всего практически необозримого объема понятия культуры, а лишь с ее смыслового, сущностного ядра - общечеловеческих и духовных ценностей. Соответственно и аксиология сегодня становится для философии культуры не одним из подходов, а исходным методологическим принципом, придавая смысл всем остальным подходам и наукам о культуре.

Г.П. Выжлецов. Философия культуры на рубежах веков // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 8-9.

Hosted by uCoz