В начало
А.Ю. Мордовцев, Ю.А. Горьковенко. Ментально-аксиологический дискурс современного правопонимания

Современное правоведение вовлечено в методологический хаос, свойственный любому межпарадигмаль-ному периоду развития науки. Переживания различных рецидивов социалистического правопонимания с его классово-экономическими и идеологическими детерминантами правопознания и правоприменения, с одной стороны, и попытки быстрого импортирования принципиально новых для российской цивилизации элементов «заёмного» права, с другой - в целом определяют лицо отечественной политико-правовой действительности. Поиск простых ответов и решений в отношении таких сложных социальных феноменов, как право неизбежно сужает исследовательское поле юридической науки. Лишение права его культурно-цивилизационной акцентуации, его унификация и «космополитизация», исключение из смыслообразующей среды национальной культуры ведёт к схематизации широкого спектра юридических явлений, утрате собственной правовой традиции. Стремление создать «чистое» право коррелирует с неизбежным в этой ситуации поиском специальных средств продавливания правовых предписаний в конкретное ментальное пространство. Напротив, признание собственной онтологии права и четкое различение её юридической деонтологии означает понимание сути данного социального института как явления, выражающего требования определенного типа цивилизации, сферы индивидуального ценностно-нормативного самовыражения обществом.
Понимание того, что право в специфическом виде отражает жизнь во всех ее сложных культурных проявлениях, причем в проявлениях чрезвычайно широкого социального диапазона — от главных и глубинных пластов жизни (экономической организации общества, структуры политической власти и др.) до самых, что ни на есть прозаических, житейских, семейных и бытовых предполагает поиск собственных оснований. Данная методологическая установка неизбежно предполагает, разворачивается до использования абстракций более высокого уровня, а именно, построение трехслойного цивилизационно-правового пространства: ментально-аксиологическая «протоплазма» (сценарий или «сюжетная схема») - право - юридические акты и действия.
В рамках первого слоя, в точном соответствии с названием осуществляются все «жизненные процессы права»: в этой морально-аксиологической, эмоционально-образной и мировоззренческой сфере юридического бытия формируется и вырастает то или иное культурно-цивилизационное содержание права. Поэтому и основными структурными компонентами здесь будут:
1. Юридическая парадигма (сознания), включающая различные аксиомы правосознания, т. е. ценностные установки, идейно-эмоциональные образования, традиции и инновации, которые в данное время и в данном ментальном пространстве признаются, по крайней мере, большинством его представителей конкретными воплощениями справедливости и истины в политической и правовой сфере и определяют отношение индивидов, социальных групп и общества в целом к правовым предписаниям разной юридической силы, правовой деятельности, правоохранительным органам и государственной власти вообще, другим юридико-политическим явлением.
2. Юридическое мышление, ядро которого образуют базовые когнитивные готовности, диктующие понимание того, что такое право, правовое познание, определяющее специфику анализа различных видов правового поведения (правомерного и противоправного), характер аналитических средств и инструментария юридической логики, понимание юридической истины (лжи), а также правила и стереотипы, по которым в конкретной культурно-правовой системе принято формировать представления, понятия, строить суждения, рассуждения и теории. В конечном счете, юридическое мышление отражает политико-правовой генезис, свойственный различным общностям.
3. Традиционный для данной общности кодекс поведения, включающий сложившиеся и нашедшие отражение на уровне общественной психологии абстрактные нормы и запреты макро- и микроуровня, рассчитанные на поддержание единства и стабильного функционирования больших социальных групп или этнокультурных общностей, представляющее собой ментальную основу правопорядка через выделение и фиксацию общепринятой системы социальных ролей, обязательных и допустимых видов и форм деятельности для определенных категорий населения, норм и запретов, связанных с обыденными и доктринально-профессиональными установками и идеями об упорядоченных (гармоничных) общественных отношениях.
В контексте цивилизационной реальности право и закон получают ментально-этическую легитимацию, идентифицируется в социальном пространстве.


А.Ю. Мордовцев, Ю.А. Горьковенко. Ментально-аксиологический дискурс современного правопонимания // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С 62-63.

Hosted by uCoz