В начало
М.Г. Назарова. Эстетическое образование и воспитание в системе культуры

Образование и культура являются главными сферами человеческого бытия, способными создавать и сохранять ценностно-смысловое, духовное богатство мира. Если рассматривать культуру как глубинный пласт жизнедеятельности человека, хранительницу общечеловеческих ценностей, без приобщения к которой невозможно становление нравственно-эстетической личности, то образование выступает как важнейший элемент системы социокультурного наследования, воспроизводства и развития культуры. Образование человека есть процесс включения его в прошлое, настоящее и будущее культуры. Поэтому прагматизация задач образования и формальный подход неизбежно ведет за собой кризис образования и распад культуры.
Выходом из сложившейся кризисной ситуации является гуманизация образования и воспитания, предполагающая ориентацию его содержания на передачу подрастающему поколению основ всего социокультурного опыта человечества; усиление роли эстетического образования и воспитания в процессе формирования личности. Приобщение к лучшим мировым художественным произведениям, изучение народной художественной культуры позволит наполнить образование духовно-практическим, нравственно-ценностным содержанием.
В новой образовательной парадигме основной акцент делается не на усвоении информации или готового знания, а на развитии мышления. Под развитием мышления понимается систематическая активация творческих, критических, исследовательских навыков, способностей, необходимых для формирования более гибкого, открытого сознания человека будущего. Образование XXI века будет готовить не «человека знающего», в первую очередь, а человека творческого, способного и готового к жизни, к ее меняющимся условиям.
Эстетически образованный и воспитанный человек еще со времен Древней Греции был и всегда будет субъектом творческого отношения к миру по самым высоким меркам духовно-ценностных, гармонизированных взаимодействий с ним. Главный порок в духовно-практическом развитии человечества возможно и заключался в отсутствии четкой и жестко контролируемой, осознанной ориентации на гармонизацию всех взаимодействий человека с миром.
Для XXI века крайне важной будет выработка такой системы ценностей, бытие человека в которой будет исходить из его бесконечного стремления к самосовершенствованию на основе гармонизации им всех своих взаимодействий с миром. Эту реально определяющую бытие людей ситуацию смогут создать только люди, способные к творчеству по законам красоты. То есть в XXI веке весь образовательный процесс должен быть естественно эстетизирован.
На современном этапе общественно-культурного развития необходим новый подход к теории эстетического воспитания. До этого существовало понимание эстетического образования и воспитания как художественного. Пришло время пересмотреть подход к эстетическому воспитанию как «пониманию прекрасного», «умению ценить искусство», т.к. ограниченность такого мировоззрения очевидна. Отечественная теория эстетического воспитания осталась нереализованной до конца на практике.



М.Г. Назарова . Эстетическое образование и воспитание в системе культуры // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 63.

Hosted by uCoz