В начало
В.А. Пак. Город как объект культурологических исследований

Возникновение городов связано с развитием торговли и ремесел, сопровождавшимся формированием новых городских сословий.
Монастыри и замки в средневековой Европе стали проводниками новой культурной доктрины христианства. Искавшие духовного окормления и покровительства сеньоров (небезвозмездного) строили города рядом с укреплениями князей и церкви. Постепенно города стали обретать все большую экономическую независимость от сеньоров. М.Вебер писал: «...как массовое явление, городская община в полном смысле этого слова известна только Западу... [она характеризуется]: наличием 1) укрепления, 2) рынка, 3) своего суда и хотя бы какого-то собственного права, 4) корпоративности и связанной с ней 5) хотя бы некоторой автономией и автокефалией... В прошлом такие права, как правило, принимали форму сословных привилегий» (Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. С.322-323.).
Социально-пространственная эффективность древних городов Греции и Рима была гораздо ниже, чем в средневековой Европе. Интересы горожан были, так сказать, «деверсифицированы»: «полноправный гражданин античности был жителем города, обладающим землей (Ackerbiirger)» (Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. С.314.). Более половины населения античных городов составляли рабы и другие ущемленные в правах субъекты. Население Афин достигало 300 тысяч жителей, а Рима - миллиона, что на порядки больше населения средневековых городов Европы. Н.И.Кареев писал: «...военная служба, ввоз из провинций дешевого хлеба и развитие рабского хозяйства подорвали благосостояние сельского населения Италии». Крестьяне, оторванные от родных полей, «шли в Рим, где тоже не находили прочных заработков... Возможность покупать у казны хлеб по очень низким ценам [а иногда получать даром - В.П.] привлекала в Рим массу народа» (Кареев Н.И. Учебная книга древней истории. М: Просвещение, 1997. С.216.).
Говоря о ресурсах культурного роста в городах, нельзя не учитывать и факторов, способствующих маргинализации масс деклассированного населения.
Городской образ жизни фактом своего возникновения, противопоставленный естественному элементарному существованию в малоизмененной природной среде, является безусловным и фундаментальным знаком культуры. Это вовсе не значит, что жизнь в городе не может быть для каких-то его конкретных индивидов или социальных групп духовно бессодержательной, а аграрий заведомо «докультурный» субъект. Речь идет о категорической исходной и целевой установке градостроительства. Этимология ряда слов «город-горожанин-гражданин» очевидна. Латинское «civilis», включающее понятие «гражданский» и «государственный», противопоставление варварству, прямо выводит на термин «цивилизация».
Нынешняя экоморфная ситуация побуждает пересмотреть отношение не только к городу, но и к системе его взаимодействия с внешним окружением. Сельскохозяйственные угодья сами по себе способны обеспечить достаточным количеством рабочих мест население поселков и снизить его зависимость от товарного производства. Город, напротив, формируя производство и потребление по сложной расчлененной технологии, нередко лишает людей вполне конкретной цели трудового процесса, одновременно развивая общественные связи. Ни сельский, ни городской образ жизни не могут быть самоцелью развития общества также, как и исторические фантомы «преодоления различий между городом и деревней». Следует признать бесцельность психоза урбанизации страны, не давшего экономического приоритета, но лишившего общество социально-культурной базы, экологической и продовольственной стабильности. .у Проблема разукрупнения больших городов стала актуальной даже в Западной Европе. Развитие энергосберегающих технологий к форм коммуникации на базе новых информационных технологий делают реальным появление совершенно новых сфер занятости населения. Перспектива постиндустриального развития общества может вызвать рекультивацию или поиск новых форм организации социума с постановкой адекватных задач перед градостроительством.

В.А. Пак. Город как объект культурологических исследований // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 63-64.

Hosted by uCoz