В начало
В.М. Пивоев. К обоснованию методологии гуманитарного знания

Отправной точкой в разработке методологии гуманитарных наук, на наш взгляд стала проблема различения наук о природе и наук о духе, романтические интуиции которой к кону XIX века сменились отчетливыми баденскими формулировками. Кое-что в решении этой проблемы было сделано представителями школ философии жизни и философской герменевтики, однако в целом приемлемого варианта ее решения, как нам кажется, до сих пор нет. Попытаемся наметить наиболее продуктивные пути решения означенной проблемы. С этой целью предлагается развести две методологические парадигмы - рациональную и иррациональную, чтобы определить специфику естественнонаучного знания (в основе которого лежит доминанта рационализма) и гуманитарного (доминанта иррационализма).
Разум человека не только рационален. Он включает в себя две взаимодополняющие стороны: рациональную и иррациональную. При этом следует подчеркнуть, что рациональное и иррациональное — не только противоположные, но и взаимодополнительные методологические парадигмы, имеющие свои возможности и специфику. Для современного понимания разума необходимо отказаться от традиционного отождествления рациональности и разума, разум следует понимать как единство рационального и иррационального. И это взаимодействие особенно важно при осмыслении сложных феноменов современной культуры.



Рациональное Иррациональное
Однозначная причинная обусловленность, детерминация
Неоднозначная обусловленность, синхронность

Объективная достоверность, проверяемость
Субъективна достоверность, непроверяемость

Адекватная транслируемость и перевод на другие языки
Неполная транслируемоемость, перевод с остатком, сотворчество

Дискурсивность, осознаваемость Неполная осознаваемость, интуитивность
Связано с количественными характеристиками объектов
Связано с качественными характеристиками объектов

Используется для осмысления материально-технической сферы Используется для осмысления духовно-гуманитарной сферы

Связано с функциями левого полушария головного мозга
Связано с функциями правого полушария головного мозга

Дискретность, прерывность
Континуальность, непрерывность

Выражает преимущественно пространственные характеристики объекта Выражает преимущественно временные характеристики объекта


В основе иррационалистической гуманитарной методологии лежат, по нашему мнению, следующие положения:
- целостность, или холономность (по термину С. Грофа);
- полиаспектность, многомерность рассмотрения проблемы;
- многозначность, использование символов и других
полисемантических средств выражения смыслов;
- функционально-аксиологический метод;
- эвристический креационизм;
- интуиция.
Рационализм стремится представить историко-культурную ситуацию как однозначную и одномерную. В лучшем случае она изображается как противоречивое напряжение двух тенденций, одна из которых считается прогрессивной, а вторая - регрессивной (консервативной, реакционной). Но почему нужно считать одну -главной? Достаточно ли этого? И почему рационализм стремится к такой одномерности? На то есть как минимум три причины: во-первых, физиология нервных связей в организме человека приучает к однозначности (невозможно прохождение двух сигналов по нервному каналу одновременно); во-вторых, практический опыт склоняет к однозначности выбора в ситуациях опасности - или гибель, или спасение; в-третьих, естественнонаучное познание сформировало критерии научности и среди них важнейший - рациональная однозначность как критерий истинности и эффективности. Если это верно для естественных наук, то далеко не всегда верно в гуманитарных, которые стремятся к более адекватному осмыслению человеческого духа, где противоположности не исключают друг друга и мир гармонично противоречив и многомерен. Думается, что пора пересмотреть традиции абсолютизации рационализма, реабилитировать иррационализм и найти другие, более плодотворные подходы к решению проблем гуманитарных наук. Возникает еще ряд вопросов, которые ждут своего осмысления и дискуссий:
- уточнение пределов рациональности, более четкое определение целей, границ и возможностей рационалистического метода в гуманитарном исследовании; соответственно, уточнение пределов компетенции иррациональной методологии;
- обсуждение статуса и характера таких научных методов, которые почитались рациональными, но использовались рационалистической методологией неэффективно (диалектика, дополнительность);
- исследование возможностей и уточнение перечня и характера иррациональных методов, а также возможностей и статуса иррациональной методологии в рамках естественнонаучного знания;
- выяснение роли левого и правого полушарий головного мозга в методологии гуманитарного знания;
- функциональный анализ «дневного» и «ночного» сознания как форм освоения мира человеком.

В.М. Пивоев Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 64-65.

Hosted by uCoz