В начало
Г.Н. Погорелова. Дифференциация видов ценностных представлений

В социологической и психологической литературе пока не выработаны общепринятые определения в отношении ценностных представлений, ценностных ориентации, личностных ценностей. В отношении ценностных представлений принято разделение на социально одобряемые ценностные представления и представления индивидуальной рефлексии (Московичи С, 1984). Дифференциация социально одобряемых представлений и дифференциация представлений индивидуальной рефлексии, позволяющая выделить пять видов ценностных представлений, на наш взгляд, возможна благодаря: 1) выделению трех основных подходов к пониманию психологической природы личностных ценностей - ценность как социальная установка, ценность как мнение и ценность как потребность (Леонтьев Д.А., 1996); 2) предложению рассматривать отдельные виды ценностных представлений как ценностные стереотипы и ценностные идеалы (Леонтьев Д.А., 1998).
Цель исследования: сопоставить пять видов ценностных представлений и выявить их взаимосвязь. Исследования проводились в 1998 - 2000 годах на выборках студентов 4-го курса Брянского государственного технического университета. В 1998 году испытуемыми были 64 студента, в том числе, 45 мужчин и 19 женщин (выборка - 1), в 1999 году - 72 студента: 48 мужчин и 24 женщины (выборка - 2), в 2000 году - 67 студентов: 46 мужчин и 21 женщина (выборка — 3). Был использован адаптированный В.А. Ядовым с соавторами опросник М. Рокича, включающий списки терминальных и инструментальных ценностей (ТЦ и ИЦ). Основной прием методики опроса - прямое ранжирование списков ценностей. Для реализации дифференцированного подхода к ценностным представлениям в ходе опроса применялось пять инструкций: эталонная инструкция; инструкции «социальная желательность» и «идеал» (Леонтьев Д.А., 1992) и дополнительно разработанные инструкции «социальная установка» и «реальность». В ходе исследования получены данные о ценностных представлениях в качестве личностного мнения, ценностных стереотипах (ожиданиях, предъявляемых человеку обществом или социальными группами), представлениях испытуемых об идеале своего пола, представлениях о каждой ценности как социальной установке (представления о принятой в системе образования иерархии ценностей), представлениях в отношении каждой ценности как личностной потребности.
В рамках данной публикации нет возможности обсудить все полученные результаты. Отметим, что между выборками в отношении значимых и незначимых ценностей отсутствует тенденция к противопоставлению. Это позволяет ограничиться здесь рассмотрением результатов по выборке-1. Сравнение видов ценностных представлений проводилось по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена (среднеранговые значения всех видов ценностных представлений вторично ранжировались по возрастанию). Результаты ранжирования для ТЦ и ИЦ показывают: 1) в соответствии с социальной установкой представления о значимых для студентов ценностях (интересная работа, актуальная деятельная жизнь: в пределах 0,618-0,693; р<0,01; образованность, воспитанность - 0,774-0,801; р<0,01) и незначимых ценностях (равенство, развлечения: 0,524-0,638; р<0,05; непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы: 0,804-0,812; р<0,01) коррелируют с ценностными стереотипами в отношении указанных ценностей; 2) личностные мнения о значимых ценностях (здоровье, друзья, любовь: 0,683-0,794; р<0,01; образованность, ответственность: 0,731-0,809; р<0,01) и незначимых ценностях (красота природы и искусства, равенство, развлечения: 0,537-0,702; р<0,05; непримиримость к не-достагкам в себе и других, высокие запросы: 0,796-0,818; р<0,05) коррелируют с личностными потребностями в отношении указанных ценностей; 3) личностные мнения мужчин о значимых ценностях (здоровье, друзья: 0,481-0,612; р<0,05; образованность: 0,723; р<0,05) и незначимых ценностях (красота природы и искусства, равенство, развлечения: 0,503-0,638; р<0,01; непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы: 0,689-0,728; р<0,05) коррелируют с идеальными представлениями мужчин в отношении указанных ценностей; личностные мнения женщин о значимых ценностях (здоровье, любовь: 0,501-0,625; р<0,01; образованность: 0,836; р<0,05) и незначимых ценностях (общественное признание, развлечения: 0,714-0,762; р<0,01; непримиримость к недостаткам в себе и других: 0,758-0,793; р<0,01) коррелируют с идеальными представлениями женщин в отношении указанных ценностей.
Выводы
Для ТЦ и ИЦ в отношении ценности одного наименования выявлены связи между: 1) представлением о социальной установке и ценностным стереотипом; 2) личностным мнением и личностной потребностью; 3) личностным мнением и ценностным идеалом. Для ИЦ в отношении ценности одного наименования выявлены связи между всеми рассмотренными видами ценностных представлений, что позволяет выделить личностные мнение и потребность в отношении инструментальной ценности как связующее звено между ценностно-нормативной системой, с одной стороны, и собственным идеалом, с другой. На наш взгляд, при разработке формирующей методики, ориентированной на трансформацию социально одобряемых ценностей в личностные, желательно рассматривать не менее пяти видов ценностных представлений, принимая во внимание выявленные взаимосвязи между ними.



Г.Н. Погорелова. Дифференциация видов ценностных представлений // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 66-67.

Hosted by uCoz