В начало
Т.О. Санникова. Традиция и новация в русской культуре на уровне системы «столица - провинция»

Любая культура опирается на то, что уже есть. Иногда это может отрицаться, как, например, было в советской культуре, но реально такое существование невозможно. Противоречие между традицией и новацией -один из главных механизмов развития культуры. Соотношение традиций и новаций неодинаково в определенные периоды развития культуры, а также в различных национальных культурах. В данном случае, меня интересует, прежде всего, взаимодействия традиций и новаций в русской культуре в контексте развития столично-провинциальных отношений.
М.С.Каган справедливо отмечает, что «различие провинции и столицы не абстрактно-ценностное, т. е не означающее, что одна лучше другой, а функциональное» (Каган М. Москва - Петербург - провинция... // Российская провинция, 1993. №1. С. 19). Столица или «столицы» (имея в виду Москву и Петербург) составляют с провинцией систему, т. е. образуют определенную целостность, функционально дополняя друг друга. Главная функция провинции - хранить традиции, историческую память. Столица, с ее механизмами власти, концентрацией людей и учреждений искусства, науки, в большей степени ориентирована на поиски нового.
Российская провинция тесно связана с окружающей средой. Человеческая среда здесь не противостоит природе, растворяется в ней. Мир крестьянина всегда был традиционен, поскольку крестьянский труд связан с землей, с постоянным общением с природой. А провинциальный город тесно связан с этим миром: деревенское население пополняет город, из города в деревню едут учителя, агрономы, врачи. Горожане находятся в постоянных контактах с деревенскими родственниками, друзьями; да и сами часто заняты земледелием, садоводством - небольшие провинциальные города до сих пор имеют значительную застройку деревянными домами с прилегающими к ним участками земли.
Конечно, российская провинция не является однородной. Уже в XIX веке развитие ряда городов превратило их в промышленные и культурные центры (Одесса, Нижний Новгород, Харьков, Екатеринбург и др.). Сказывалось наличие крупных предприятий, развитие товарообмена, оказывали влияние учебные заведения, особенно университеты. В действительности развитие любого города можно рассматривать как уникальное, и, тем
не менее, нельзя отрицать и наличие общих черт провинции.
Провинция и «столицы» находятся в постоянном диалоге, и в большей степени этот диалог обусловлен взаимодействием традиции и новации. Новация не может существовать без традиции, но отрицает ее. Так иногда из столицы смотрят на провинцию как на отсталую часть страны. Она, действительно, всегда по природе своей являлась патриархальной и трудно поддающейся каким-либо изменениям. Но ведь новые ценности -это не новая одежда, которую можно сразу примерить, для их принятия или неприятия требуется время, чтобы подумать, насколько они сопоставимы с традиционными, уже устоявшимися, на которых строилась жизнь отцов, дедов, прадедов. И характерно, что именно из провинции попадал в «столицы» цвет русской интеллигенции, известные художники, писатели, ученые. Поскольку провинция давала им основу, базу для последующего роста, а механизмы для этого роста уже предлагала столица.
Традиция по своему смыслу не приемлет новацию, т.к. главная функция традиции — хранить, но жить без нее тоже не способна, иначе культура «закостенеет» и умрет. И российская провинция, несмотря на то, что не обладала столичной динамикой, не стояла на месте и не только хранила старые ценности, но и порождала новые.


Т.О. Санникова. Традиция и новация в русской культуре на уровне системы «столица - провинция» // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 68.

Hosted by uCoz