В начало
В.Н. Гасилин. Культура и проблемы идентификации человека

Философия культуры рассматривает культуру как одно из сущностных «свойств» человека. Важную роль в ряду сущностных свойств человека играет его идентификация. Своеобразие способов идентификации или выделения себя из мира существенно влияет как на особенности внутреннего мира человека, так и на способы взаимодействия с миром, в том числе на человеческую деятельность и ее результаты. А последнее означает влияние способов идентификации человека на особенности культуры. Проблема состоит в выяснении указанного влияния на различные формы культуры, в том числе и в ее динамике.
Можно выделить взаимосвязанные индивидуальную и социальную формы идентификации, а также различные способы идентификации: соматическую, этноидентификацию, личностную, которые последовательно сменяли друг друга, сохраняя предшествующие способы в качестве подчиненных. Возрастание числа способов и форм идентификации человека, а вместе с тем и возрастание многообразия культуры обеспечивает развитие разнообразных способностей человека, раскрытие его потенциально бесконечных задатков, а также развитие возрастающего многообразия его потребностей. Культуру с этой точки зрения можно определить как специфически человеческую сферу удовлетворения потребностей человека и самораскрытия его сущностных свойств. Это - сфера реализации экзистенциально значимых форм жизнедеятельности человека.
Становление институтов культуры, социальных организаций сопровождается становлением соответствующих способов и форм идентификации человека. На уровне личностной или духовной идентификации обеспечивается возможность максимальной реализации не только потребностей личности, но и её творчества, её деятельности по созданию новых элементов культуры. При этом следует иметь в виду, что даже возможная личностная идентификация человека в полном объеме должна рассматриваться как соответствующий идеал.
Современный конкретный, эмпирический человек оказывается в «зазоре», в провале между крайними формами идентификации - проектом «быть Богом» (который разрабатывался В.С.Соловьевым, П.А.Флоренским, Л.П.Карсавиным, П.Тейяром де Шарденом, Ж.П.Сартром и др.) и быть «массовым человеком» (Х.Ортега-и-Гассет).
И если проект «быть Богом» является и остается идеалом, реализующимся в продолжающейся перспективе, то проект «быть массовым человеком» является эмпирической реальностью.
В XX веке даже в избранных группах преобладают «люди-мзссы». Например, среди научных и творческих работников, по сути своей долженствующих быть высоко интеллигентными людьми, появляется всё больше псевдоинтеллектуалов - непрофессиональных, некомпетентных и не обладающих ни одним из присущих интеллектуалам качеств. Подобного рода явлений в различных социальных группах можно привести множество. А поскольку сущностные свойства человека я связываю с его идентификацией, то, обобщая подобного рода явления, можно ввести понятие мнимой идентификации. Понятие мнимой идентификации оказывается применимым не только для анализа человека в массовой культуре, но в аспекте проекта «быть Богом». Реализация этого проекта нередко осуществляется в извращенных по отношению к этому идеалу формах. Невозможность реализовать свои возможности в полном объеме рождает формы, которые являются антисоциальными или антигуманными.
Отличительная особенность мнимой идентификации — её извращенный характер. Понятно, что степень этой извращенности может быть различной. Другой отличительной особенностью мнимой идентификации является её игровой характер. Человек играет несвойственную ему социальную роль.
В отношении «элитарного» человека отличительной особенностью является создание новых способов и форм идентификации. В этом они отличаются от уже существовавших способов идентификации человека, которые обусловливают овладение человеком существующей культурой, культурными ценностями, формами поведения и деятельности, иначе говоря «культурным образованием». Новые способы, формы идентификации связаны с производством культуры. Таким образом, производство «элитарным» человеком новых способов и форм идентификации обогащает культуру и внутренний мир человека.

В.Н. Гасилин. Культура и проблемы идентификации человека // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 9-10.

Hosted by uCoz