В начало
Н.Н. Суворов. Бессмертие элиты

1 .Ориентация элитарного искусства на классические образцы стала общим местом во всех исследованиях об элите, поскольку классика в глазах профанов олицетворяет собой скучное обязательство. Именно поэтому штудирование латыни или баховской полифонии традиционно превращалось в занятие немногих избранных.
Элитарное сознание находит в классике поддержку и аргумент для своей обособленности. Престиж элиты основан на изысках абсолютной бесполезности, в то время как прагматизм является девизом бренного и вечно страждущего купечества, ненавидящего, в свою очередь, обращение к любой «целесообразности без цели» (И.Кант). Отжившая классика - антикварный хлам в глазах экономного негоцианта, может принести лишь прибавочную стоимость в случае её удачной продажи. Усреднённый мещанин близорук во времени и в пространстве, довольствуется минутой случайного наслаждения и благославляет землю, его кормящую и упокоивающую. Классическая культура для обывателя лишь досадная помеха, ради которой приходится признавать ненужные условности.
2. Маргинальная элита также ориентирована на сомнительные с точки зрения конформиста произведения авангардизма, взятого в самом широком смысле. Такая очерченность ориентиров спасает элиту от растворения в массовом сознании. А толпу, в свою очередь, удерживает от маргинального эксперимента природное чувство безопасности.
Маргинальность может выступать как миросозерцание и мирочувствие. Принадлежность к замкнутой группе, сплочённой неведомой символикой и ритуальностью, наполняет жизнь смыслом и ощущением особенности. Следование ритуальным правилам ведёт к конфуцианской отгороженности и к мнимому совершенству. Аристократизм элиты, как целесообразность без цели, наполняет жизнь бескорыстным эстетизмом, а порой - аморализмом. Благотворительность элиты -лишь одна из форм ритуального поведения или необходимая дань классическим ценностям, поклон общепринятым приличиям.
3. Новации поддерживаются не только потому, что в них нащупываются новые интеллектуальные берега и научные континенты. Они являются точкой опоры для ещё неустойчивого, но нового сознания. Новаторство осознаёт себя не только как бунт и отрицание, но и как самоутверждение. Культ творчества, присущий элитарному сознанию, создаёт основу для его утверждения в обществе, но не в силу природного творческого импульса, присущего каждому носителю этого сознания, а в силу присущей ему продуктивной, творческой силе, созидающей новую культуру. Культура, таким образом, чётко разделяется на культуру элиты и культуру массы.
4. Естественная ненависть толпы к элите основана на ощущении чужого, непонятного и недостижимого. Вражда и отчуждённость толпы и элиты вызывают напряжённость в обществе, приводят к революциям и социальным катастрофам. И эта вражда неистребима. Экономический аспект данного противостояния, по-видимому, является вторичным.
Элитарное сознание не является только благотворным рассадником снобизма, замкнутого в самодовольстве, но в нём постоянно возникают ростки к «положительному» творчеству. Именно в элитарной среде появляются действительно продуктивные идеи. Не последней причиной этого выступает благородная бескорыстность элиты. Творчество становится образом элитарной жизни и её оправданием. Эстетский дилетантизм интеллектуальной элиты создаёт среду для возникновения чистого любопытства и свободной комбинации творческих вариантов и идей. В этой среде возникает гений.
5. Бюрократия, не смотря на свои привилегии, не является настоящей элитой, но лишь - псевдоэлитой. Её высокий статус определяется властью. Однако бюрократия по своей сути абсолютно бездарна и лишена творческого импульса, отличающего любую элиту. Сознание бюрократа традиционно и он панически боится новаций, справедливо видя в них угрозу своему благополучию. Бюрократия, как и толпа, по своей природе далека от культурного созидания. Её деятельность сугубо репро-дуктивна и её образ жизни определяется режимом, которому она предана. Как правило, смена режима приносит смерть бюрократии, освобождающей место для возникновения новой. Однако новая бюрократическая машина использует те же механизмы, что и прежняя и отличается от старой только покроем мундира.
6. Таким образом, культурное творчество всецело связано с образом жизни и деятельностью различных элит, порождающих в своей среде новые модели поведения и стили мышления.


Н.Н. Суворов. Бессмертие элиты // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 69-70.

Hosted by uCoz