В начало
Д.Е. Тихонов - Бугров, Н.Е. Юрчук. Образовательное пространство с позиций культурологи

Избранная обществом образовательная парадигма для своей реализации требует соответствующим образом сконструированного образовательного пространства на базе которого могут успешно реализовываться адекватные стратегия и тактика обучения. По нашему мнению современное образовательное пространство определяется двумя компонентами: физической и метафизической. Физическая компонента определяется архитектурным объёмом, дизайном и эргономикой «личной (рабочей) зоны» и окружающей среды. Для того, чтобы даже в идеально сконструированном объёме можно было успешно вести не только чисто профессиональное обучение, но и «духовное производство» необходимо создание соответствующего психологического климата в образовательном учреждении в целом и малых группах в частности, в основе которого лежат: простота, мягкость минимизация «трений». Образовательная концепция, базирующаяся на таком пространстве, может быть названа социопространственной. Она позволяет добиться резонанса нацеленных взаимодействий всех её компонент при проведении учебного процесса. Архитектурный объём - та компонента образовательного пространства, которая в силу разных причин (в основном, материальных и идеологических) мало учитывается в нашем образовании. Лишь в 20-ые годы уходящего столетия Н.П. Леонидов выдвинул тезис организации сознания средствами архитектуры, а Н.А. Ладовский предложил выделить в самостоятельную дисциплину изучение композиционных закономерностей на основе психологии восприятия. Царивший до последнего времени «функционализм» (не имеющий ничего общего с функционализмом Ле Корбюзье) - стремление собирать пространственно-предметную среду из простейших элементов, голая рационализация без серьёзной оглядки на социальный феномен архитектуры. Как справедливо отмечает В. Метленков, современный утилитарно-функциональный дискомфорт архитектуры или неравнодоступность её каждому человеку - это не только и не столько эргономические вопросы, сколько политика, идеология и методология жизни и деятельности, внедряемые в сознание средой. Они формируют завтрашнюю норму безразличия в межчеловеческих отношениях к чело веку, а в конечном счёте - элитарные отношения, соседствующие с отношениями социальной ущербности. Архитектура формирует пространственно-временной порядок, который выступает фундаментальной составляющей сознания и социальной активности. Время и особенности социальных процессов, а нас в первую очередь интересуют их нравственные и интеллектуальные компоненты, зависят от свойств того исторического пространства-времени, в котором они осуществляются. Чрезвычайно важным фактором в осуществлении современного образовательного процесса является необходимость мобилизации и управления эмоциями обучаемых. В этом смысле архитектурное пространство может служить уникальным инструментом, и должно формироваться как пространство гармоническое, воздействующее на эмоциональную среду. В основе этого воздействия лежат самые общие отвлечённые закономерности архитектуры, такие как симметрия и асимметрия, ритм и метр, нюанс и контраст, принцип единства и соподчинённости. Условием возникновения эмоции является потребность и контраст между представлением о предмете, сложившимся на основании прошлого опыта, и реальной действительностью. К таким потребностям относится потребность в информации о полезности пространства. Эта информация переходит в область точных знаний, что может быть причиной возникновения эмоций с противоположным знаком. Кроме того, потребности могут быть мотивированы жизненно важными реакциями, например, реакцией протеста против ограничения свободы движения.
Следует учитывать, что эмоции и переживания, возникающие в одном интерьере у разных людей, не могут быть одинаковы, так же как неодинаковы культура, уровень знаний, личные качества, наконец, интерес к архитектуре. Дизайнерская составляющая на первый взгляд решает достаточно однозначные задачи: обеспечить комфортное индивидуальное рабочее место и поддержку направленного управления эмоциями технологическими и декорирующими средствами. Однако анализ становления и развития дизайна говорит о том, что нельзя отождествлять его то с искусством, то с техническим проектированием — недостаточно считать, что это чувство художественного такта (Земпер). С середины прошлого столетия дизайн оказывает влияние не только на отдельные сферы, но и на жизнь общества в целом, и можно говорить о дизайне без продукта (Джонс) как процессе или способе жизнедеятельности как таковой. В условиях стремительного развития коммуникативных систем и межкультурной интеграции успех предпринимаемого зависит, как ни странно, от внимания человека к своему месту обитания (Г.Н. Лола). Отсюда стремительное развёртывание широчайшей практики дизайна. В том числе и в области социальных действий людей, их эмоционально окрашенного поведения. Можно утверждать, что с окончательным формированием теории и практики дизайна как целостного социокультурного феномена изменится и подход к конструированию образовательного пространства. Мы будем говорить о дизайне среды обучения. При этом появится возможность системно решать пространственные, предметные, социальные, эмоциональные и методические проблемы.

Д.Е. Тихонов - Бугров, Н.Е. Юрчук. Образовательное пространство с позиций культурологи // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 70.

Hosted by uCoz