В начало
С. Г. Ханжин. Монтаж как смысловое измерение изобразительной речи

1. На раннем этапе развития кинематографа монтаж рассматривался узко-лингвистически как речевая деятельность говорящего на особом изобразительном языке кадров-знаков. Поэтому монтаж извне накладывается на изобразительный язык и поэтому искажает его первозданно зрительную природу. Рационально-техническое понимание монтажа на этом этапе развития кино дало основание А.Базену рассматривать его как «акинематографический» способ мышления. Согласно лингвистическому подходу к изобразительной речи, кадр реализует себя в монтажном предложении. Рамка кадра исчезает в движении монтажа. Монтаж в данном случае понимается монологически как индивидуальный речевой акт. Сравнение кадра и монтажа с грамматическими формами - словом и предложением, не ракрывает ни особой изобразительности слова, ни своеобразия кадра, который в отличие от слова обладает недискретным характером и близок к высказыванию.
2. Различие между кадром и словом состоит в том, что слово берется из общесловарного фонда, тогда как кадр создается каждый раз заново. Кадр более живописен и выразителен, ибо изначально заряжен экспрессией целого. Кадр в отличие от дискретного слова-знака не замещает, а отражает реальность. Кадр изначально содержит в себе начало эстетической, ценностно-смысловой активности. Рамка кадра имеет конструктивно-творческий смысл. Она изымает, изолирует созерцаемый предмет из контекста жизненно-практических отношений и переводит его в особое эстетическое бытие.
3. Экранное искусство опирается не только на изобразительные способы ценностно-смысловой активности - панорамные съемки, кадро-планы, ракурсы, выразительные детали, свето-тональные акценты, пластику актеров, но и особую — неизобразительную логику монтажа. В кадре-плане все моменты экранного синтеза существуют в свернутом виде .- потенциально в отличие от статической живописи и фотографии. Развертывание смысла осуществляется в монтажной активности всех участников экранного синтеза - сценариста, режиссера, оператора, композитора.
4. Адекватное понимание монтажа связано прежде всего с приходом в кино звука. Звучащее слово соприродно созерцаемому человеку и его природному окружению, и ислючает дискретность изображения. Монтаж все более осознается как способ смысловой проработки созерцаемой действительности. Художественно-творческая роль монтажа раскрывается в контексте диалога между автором-творцом экранного произведения и зрителем. В монтажном звукозрительном рисунке экранного произведения, создаваемого в опоре на активно-ответное понимание зрителя прорастают эмоционально-волевые тона автора, его внутреннее созидающее движение, органом которой становится оптическая техника. Все сюжетно-тематические связи подчиняются монтажной, диалогической активности автора-творца и становятся моментами художественного высказывания, смысловые границы которого определяются только в живом общении. Внесюжетные «смысловые» пространства фильма в итоге обретают вневременное, вертикальное измерение.
5. Монтаж по сути является универсально-всеобщим способом ценностно-активного созерцания и выражает архитектоническое единство динамического художественного изображения. Эстетические межи между экранными и традиционными искусствами определяются прежде всего материалом этих искусств - словом, звуком, пространственно-временными формами. В экранном творчестве весь мир становится предметом созерцания и ценностного преображения, усиливается степень жизнеподобия изображаемой действительности. В силу этого экранное действие втягивает зрителя в изображаемый мир и, по-видимости, упраздняет грань между ним и автором. Благодаря объективу, автор как бы присваивает ракурс зрителя, его видение, и в то же время обретает свободу внутреннего ракурса.
6. «Тотальный реализм» экранного образа и связанный с ним «эффект присутствия» определяет особую меру сопереживания экранной жизни. Зритель не столь четко отделен от художественного мира экрана, в отличие от читателя или слушателя. Тем не менее, эстетическая дистанция между автором-творцом и зрителем не исчезает, хотя и носит иной характер, нежели в традиционных искусствах. Массовая аудитория визуальных искусств усиливает момент внушения и идентификации, но не исключает духовно-смылового общения. Экранное произведение, как и всякое другое подлинно художественное произведение, обращено к далеким социально-культурным контекстам и способно обретать в них новые смысловые грани.


С. Г. Ханжин. Монтаж как смысловое измерение изобразительной речи // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 70-71.

Hosted by uCoz