В начало
О.А. Шнырева. Перфомансы концептуализма

Перфоманс занимает исключительно важное место в структуре концептуального направления. Искусство действия дает возможность наиболее последовательно реализовать установку концептуализма на дематериализацию, позволяет в эфемерных событиях воплощать художественные идеи, не прибегая к их пластической фиксации. В одной из своих статей Дж. Кейдж писал о двух типах восприятия: «реалистическом», согласующем и соотносящем все неизвестное и неожиданное с известным и готовым, и «практическое», подходящее к окружающему с «пустым сознанием», воспринимающим вещи непосредственно, в их непрерывном становлении.
Перфоманс ориентирован на зрительный, невербальный характер восприятия. Если в акции используются слова или речевое взаимодействие между исполнителями, то не в традиционной функции общения и передачи информации. Действие перфоманса практически полностью свободно от психологизма и строится как физическое исполнение тех или иных операций. Многие акции включают в свою структуру элементы, заряженные символическим смыслом, но используют их как способ провоцирования зрителя на поиск значения. В итоге перед ним остается действие как таковое вне его словесной интерпретации. Концептуальный перфоманс располагается в пограничной между ритуальным и повседневным зоне.
Точное описание двойственного эффекта такого действия дал в свое время В.Кандинский. «Очень простое движение, цель которого неизвестна, действует уже само по себе, как значительное, таинственное, торжественное... Оно действует как чистое звучание» (Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1977. С. 129).
Многие особенности концептуального перфоманса 70-х годов были связаны с тем значением, которое имели в нем элементы, постигаемые и воспринимаемые умозрительно. Как правило, концептуальный перфоманс работает с чисто абстрактными категориями: время, пространство, человеческое тело в пространстве, позиции созерцания.
Игровой компонент важен для концептуального искусства. Игра предстает как форма деятельности, позволяющая максимально нейтрализовать гегемонию языка. Она освобождает произведения искусств от претензий на исключительность, от амбиций пророчества и учительства. Игра сводится к лаконичным и элементарным формам, с перестановкой акцентов с содержания на механику игры, строится на абсурде и парадоксах, освобождающих художника от скованности нормативами известного.
Итак, концептуальное искусство перформанса - искусство представления, иначе расставляет акценты восприятия художественной идеи, нежели в традиционном искусстве. Художественная идея пластически фиксируется самими участниками акции. Тем самым создается ритуальное поле деятельности, в которое зрители и созидатели погружаются в ходе игры, оказываясь в смысловом вакууме, на грани реального и виртуального.

О.А. Шнырева. Перфомансы концептуализма // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 73.

Hosted by uCoz