В начало
Н.А. Шорохова. Экономика как макрофеномен культуры

В понимании многих экономика предстает как количественная наука об эффективности. Но экономическая теория никогда не станет в полной мере настоящей наукой, опирающейся только на статистический анализ фактов, на логическую стройность математических моделей, на установление бесспорных закономерностей. И преграда этому — человек. Факты экономической жизни могут быть целиком осмыслены только в рамках всей социальной системы. Экономическое развитие не идет автономно и не может рассматриваться как независимая переменная.
Выделение хозяйства из совокупных целей культуры того или иного общества приводит к потере человеком себя в чистом потреблении. Именно культура дает человеку смысловую ориентацию. Человек, действующий в экономике, реагирует не на саму реальность, а на представление об этой реальности. Он живет не только в физическом, но и в символическом мире. Из всех областей деятельности общества именно хозяйство определяет жизнь большинства людей в течение большей ее части. Это указывает на то, что экономика является одной из основных сфер приложения культуры.
Может быть, на первый взгляд, это выглядит довольно странным: о какой культуре идет речь? Борьба за улучшение материального благосостояния и стремление заработать себе на жизнь воспринимаются как необходимость. Именно биологическая природа заставляет человека «в поте лица добывать хлеб свой, в труде проводить дни жизни своей». А культура - это всегда творчество, это прорыв за грани здешнего, освобождение от тяжести принудительно-данного, просветление и преображение мира.
Однако надо помнить о том, что экономические законы и экономический принцип мышления представляют собой не законы природы, а законы духа, законы логики выбора. Решения, получаемые в соответствии с экономическим принципом, не осуществляются сами по себе, а должны быть выбраны действующим субъектом. Профессиональная деятельность, свободно выбранная, позволяет использовать существующие наклонности и приносит удовлетворение. Индивидуальные предпочтения определяют спрос, а через него и производство. Исполнение субъективных планов и самореализация людей в конечном итоге являются причиной и целью рыночного процесса. В современном обществе все большее число людей стремятся к развитию собственной личности как на рабочем месте, так и за его пределами. Наиболее активна в этом отношении социальная группа, которую обычно определяют как «класс специалистов». При высокой степени удовлетворения насущных потребностей важное значение приобретают стимулы творческой деятельности. На протяжении тысячелетий творческая деятельность не являлась доминирующей в экономической системе. Человечество сегодня находится на рубеже формирования новой социальной структуры.
Таким образом, культура в экономической жизни начинает активно проявлять себя тогда, когда человек преодолевает отношение к своей деятельности как порожденной внешними обстоятельствами. Грань между экономической необходимостью и экономической свободой пролегает именно в сознании человека. Переход от принудительного, несвободного труда к творчеству представляет собой самое фундаментальное изменение, происходящее сегодня.


Н.А. Шорохова. Экономика как макрофеномен культуры // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 73-74.

Hosted by uCoz