В начало
МОРДОВЦЕВ А. РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА В МЕНТАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ

1. «Русское право по сравнению с западноевропейским оставалось несколько дольше на примитивной стадии своего развития, несмотря на сильное византийское влияние в эпоху Средневековья, особенно в тех регионах, которые в дальнейшем образовали западную часть России», — такова оценка многих иностранных и некоторых отечественных исследователей эволюции национальной правовой системы (Например, см.: Аннерс Э. История европейского права. М., 1996. С. 251-259). Данная позиция, основанная на принципах методологии европоцентризма и исторического прогрессизма, предполагает, прежде всего, компаративистский подход к изучению различных правовых систем с целью уяснения степени и характера усвоения и адаптации «чужеродных» правовых ценностей. Поэтому даже беглый, поверхностный взгляд на историю и специфику российской правовой системы приводит далеко не к самым позитивным выводам: российская правовая система «недоразвита» уже в силу неприятия или недостаточного заимствования и приспособления многих западных правовых форм и институтов (в частности, суда присяжных заседателей, института мировых посредников, третейского судопроизводства, независимой адвокатуры и др.). Очевидно—отечественная правовая действительность в рамках подобной методологии «не выдерживает» подобных сравнений.
Но, может быть проблема в методологических установках?
К концу 90-х годов XX века все больше отечественных гуманитариев начинают ощущать подмену одной господствующей, марксистско-ленинской методологии другой — западно-либеральной, основанной на безусловном рационализме и убежденности в универсальности евроамериканских культурно-цивилизационных ценностях, механический перенос которых положен в основу псевдоклассификации общностей на «развитые» (золотой миллиард) и «неразвитые» (большинство славянских стран, мусульманский мир, дальневосточные социальные системы и др.). Отказ от подобных теоретических позиций возможен и необходим, именно это позволит перейти к гибким методологическим «технологиям», в частности, к методам ментального измерения всех культурно-цивилизационных процессов, которое предполагает, прежде всего, рассмотрение как исконных, так и заимствованных социальных явлений через «призму национального видения мира» (См.: Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993. С. 62-68). В этом ракурсе и политико-правовые явления приобретают человеческий смысл, необходимое ценностное измерение.
3. История российского государства и права — необходимый материал для установления «порога преживаемости» иностранных правовых ценностей в рамках национальной правовой системы. Ассимиляция и рецепция ряда форм и институтов и отторжение иных чуждых юридических и политических элементов — явления в той или иной мере сопутствующие отечественному культурно-цивилизационному процессу со времен Великого Киевского княжества и до новейшего периода:
- западноевропейские и византийские традиции в государственно-регулятивном механизме Киевской Руси;
- копирование московскими царями авторитарного типа власти и морально-юридических ценностей татарских ханов в период с XIII по конец XVII вв. (хотя в сфере государственной идеологии они все же стараются придерживаться византийской традиции);
- попытка введения России в западноевропейскую правовую семью Петром Великим, который стремился использовать опыт Запада в области государственного строительства и, следовательно, создать принципиально новые для страны организационные и регулятивные формы, невиданные ранее в Московии юридические нормы и юридическую технику;

- великий «советский эксперимент» как попытка отрицания «петровского Запада» и возвращение к политическим и правовым ценностям допетровской эпохи, но уже на ином идеологическом фундаменте. Юридические ценности и принципы большевизма удивительным образом совпали с установками российской правовой ментальности, которую не смогли сломить даже средства внешнего давления российских самодержцев XVIII — начала XX вв. (возвращаются «близкие» для массовой культуры способы разрешения правовых конфликтов, формы судопроизводства и способы осуществления власти);
- попытка «исправления» советских ментальных ценностей в постсоветской России и искусственная «прививка» западно-либеральных ценностей в начале и середине 90-х гг. привела к ряду тяжелейших политико-правовых и экономических испытаний. Глубинные слои российской ментальности отторгли предлагаемый элитами «порядок жизни», а также многие юридические предписания и государственные институты. Апофеозом этого процесса стал конфликт ветвей власти в 1993 г. и способ его разрешения.
Исторический опыт подтверждает, что не увлеченное копирование и бездумное заимствование, а постепенное развитие общества и государства на основе типологической идентификации национальных правовых ценностей и институтов способно создать предпосылки для стабильности и прогресса.

МОРДОВЦЕВ А. РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА В МЕНТАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ (постановочные аспекты) // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.21-23.

Hosted by uCoz