В начало
МИРОШНИКОВ Ю. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ

Культура представляет собой определенное смысловое пространство со своей собственной топологией и метрикой. Топика смыслового поля культуры имеет два основных измерения: горизонтальное и вертикальное. По этим линиям развиваются диалогические отношения между субъектами культуры. Горизонтальное и вертикальное измерение культуры стало осознанным фактом, несомненно, благодаря популярности в Новое время картезианской философии. Р. Декарт впервые соединил математику с геометрией и создал методологические предпосылки для математически точного восприятия пространственного расположения тел. Воспользовавшись этими пространственными представлениями в исследовании культуры, авторы давно оперируют двумя декартовыми координатами, подразумевая под ними свойства природных, социальных и ментальных структур. В 1927 г. вышла книга П. Сорокина «Социальная мобильность», остающаяся и поныне классическим трудом по данной проблеме. Начинается эта работа с анализа понятия социального пространства. Прежде всего ученый указывает на коренное отличие социального пространства от геометрического. Первое касается только взаимоотношений людей, независимо от их местоположения в физическом мире. И далее он выделяет вертикальный и горизонтальный параметры социального пространства, причем первый оказывается для него ведущим. П. Сорокин объясняет свой выбор ссылкой на обыденные представления. «Продвижение по социальной лестнице вверх принято считать социальным восхождением, а перемещение вниз - социальным спуском. Такое обыденное знание можно с успехом использовать в научных целях» (Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М: Политиздат, 1992. С.ЗО1.). Применяя понятия горизонтали и вертикали к исследованию пространства культуры, мы отметим, что они несут в себе идею упорядоченности ментальных структур: горизонталь указывает на рядоположенность феноменов культуры, а вертикаль - на их иерархизм.
В перспективе этих двух направлений семантическое поле культуры предстает как ландшафт, в котором отчетливо видны и безбрежная поверхность водной глади (степи, пустыни), манящей путешественника в неизведанную даль, и крутые склоны горных кряжей, ведущих к лучезарным вершинам, к небу. Таким образом, координаты семантического пространства показывают, по каким путям может осуществляться коммуникативный процесс. Они же дают ответ на вопрос о главной коммуникативной схеме, зависимой от энергетических характеристик культуры, складывающихся через ее дифференциацию и увеличение напряженности. Расположенные иерархически элементы культуры конденсируют в себе огромные запасы энергии, которая реализуется в процессе коммуникации. Смысловое поле культуры насыщается энергией ее субъектов, творцов культуры, несущих в себе уникальный мир субъективной реальности, видящих окружающую действительность со своей, свойственной только данному индивиду, позиции. Эти тона и оттенки смыслов способны концентрироваться, сгущаться, оформляться в бинарные оппозиции, сталкиваться между собой, бесконечно усиливая напряжение культуры, ее потенциал, ее коммуникативные возможности.
Напряжение, возникающее между полюсами (верхом и низом), то есть по вертикальной оси культурного пространства, определяет взаимоотношение элементов и по горизонтали. Ослабление напряжения по линии восхождения может восприниматься как глобальная и радикальная переориентация культуры, хотя в действительности это временное состояние ее слабости. Основной вектор культуры — вертикальный, горизонтальная ориентация культуры вторична, производна.
Энергетический потенциал вертикали и кинетика горизонтали представляют собой единое целое. Нарушение гармонии между ними ведет к стагнации культуры либо за счет абсолютизации вертикальной коммуникации, ведущей к безраздельному господству монологического сознания, отрицающего существование иных ценностных структур. Либо из-за разросшихся претензий горизонтальной коммуникации, дающей вспышку плоскостного мышления, враждебного любому ценностному представлению. Первое обрекает культуру на замкнутость, истощение и безмолвие, второе — на глухоту, равнодушие и усталость от шума и хаоса бессмысленных звуков, которым никто не придает значения. Поэтому сам по себе рост горизонтальной коммуникативности без монологической сосредоточенности творцов бесплоден, если не губителен, для культуры.

МИРОШНИКОВ Ю. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.7-8.

Hosted by uCoz