В начало
МОНАСТЫРСКАЯ И. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В КУЛЬТУРОЛОГИИ

Культура — объект исследования самых различных научных дисциплин, но собственно предметом исследования определенной науки о культуре — культурологии — стала сравнительно недавно (XVIII-XX вв.). И как любая наука она столкнулась с проблемой метода, ее критикуют, наверное более всего, за исключением, может быть только философии, за отсутствие четких дефиниций, определений, строгого метода исследования. Не случайно проблема метода заботила многих теоретиков культуры (М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Трельч, О. Шпенглер и др.).
Методы исследования культуры используются самые различные, их предлагают как гуманитарные науки, так и естествознание, в том числе и философия. Так например, системный подход в своем широком, всеобщем применении в самых различных научных исследованиях, хотя и выглядит абстрактно, но в культурологии может быть использован наряду с другими методами в качестве специфического метода анализа культуры как целостного организма со своими законами и темпоральностью развития. Культурология находится на стыке различных научных дисциплин, являясь как бы «маргинальной областью», и потому далеко не все критерии и методики исследования, пригодные для точных и строгих наук, подходят для изучения такого сложного феномена каким является культура. В культурологии невозможно обойтись без «отнесения к ценности». Необходимо учитывать разное понимание культуры и тот огромный методологический арсенал, который сложился в мировой культурологической мысли к концу XX века.
В исследовании культуры, пожалуй, более всего проявляется личностный, заинтересованный подход ученого. Та или иная концепция, предлагаемая ученым-культурологом предполагает и определенный метод исследования. Во-многом, именно от ученого зависит какой метод в его подходе будет превалирующим, а какие методы — дополняющими общую картину исследования феномена культуры. Например теория органицизма в своих исследованиях культуры опирается на компаративистский метод, и менее всего на системный и структурно-функциональный. Ученый же, анализирующий культурные феномены с позиции системного подхода, менее всего использует методы библиографический, физиогномический или сравнительно- исторический.
В исследовании культуры необходимо использовать разные методы, так как каждый из них имеет свои достоинства и недостатки и только в совокупности с другими методами может дать более или менее общую картину культурного феномена. Bo-многом, конечно, выбор метода исследования зависит от тех задач, которые ставит перед собой ученый-культуролог. Если анализируется культура как целостная система, относительно самостоятельная, автономная сфера общественной жизни, то тогда структурно-функциональный анализ дает возможность очертить функции и назначение культуры в целом или даже того или иного элемента культуры в обществе. Если исследуется определенный тип культуры, то компаративистский подход и культурно-исторический метод позволяют найти особенные, специфические черты, отличающие один тип культуры от другого, возникающего и развивающегося в определенном пространственно-временном континууме.
Таким образом, в современной культурологии не выработан и вряд ли будет выработан универсальный метод исследования такого сложнейшего феномена, каким является культура.

Монастырская И. А. Проблема метода в культурологии // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.25-26.

Hosted by uCoz