В начало
НЕЧЕПУРЕНКО Т. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СФЕРА КУЛЬТУРЫ

Говоря об образовании нельзя не признать, что оно является огромной системой, охватывающей все области нашей жизни. Человек начинает учиться, едва появившись на свет. Вне зависимости от того или иного учебного заведения, любой человек получает столь необходимые для него знания, приобретая ценный опыт, необходимый для жизнедеятельности в современном обществе.
Образование выступает как двусторонний процесс передачи и усвоения знания. Это процесс формирования определенных знаний, информационной культуры человека. Недаром человек образованный — это человек знающий, информированный. В настоящее время все громче звучит призыв к гуманизации и гуманитаризации образования, движение к которым является актуальным и необходимым направление развития современного образования. Гуманитаризация призвана сформировать ценностные ориентации человека, его идеалы, мировоззрение и в более широком смысле — духовность.
Однако не стоит забывать, что образование представляя поистине безграничную область человеческого существования, в свою очередь является
сферой еще более обширной области — области культуры.
Культура, следуя широко распространенным определениям, представляется некой развивающейся совокупностью материальных и духовных ценностей, созданных самим человечеством. Культура — не что иное, как творческая деятельность всего человечества во всех сферах бытия. Трансформация богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности и есть суть культуры.
Обращая взоры к образованию и его связи с культурой, стоит вспомнить, что часто человека образованного ассоциируют с человеком культурным. Образование подразумевает некое «окультуривание» личности. Порой эта ассоциация является несостоятельной: не всегда человек, обладающий множеством дипломов является действительно культурным. Однако не стоит отрицать, что образование, безусловно, облагораживает личность. Образование, в глобальном его смысле, несет общечеловеческие ценности, имеющие огромное значение в нашем современном мире насквозь пропитанном рационализмом и эгоизмом. Это именно те ценности, усваивая которые человек может стать культурным не только в профессиональном, но и моральном плане. Образование и воспитание составляют одну из важнейших ступеней ведущих в храм собственно культуры личности. Ведь образование призвано не только «вложить» в головы некий набор знаний и умений, но и научить человека пользовать этими знаниями на благо себе и окружающим.
Развитие личности, ее творческий и духовный рост происходит в огромной мере благодаря образованию. А не это ли перекликается с культурой, что в переводе с латыни означает возделывание, развитие? Знания, получаемые в процессе образования необходимы человеку для гармоничного развития, которое является залогом духовного богатства, морального совершенства. Духовное богатство, как интеллектуальная культура, складывается из совокупности знаний и способов оперирования ими.
Образование как источник знания, представляет один из путей развития сознания человека, а знания, в свою очередь, являются внутренним регулятором всей человеческой деятельности. Знания есть база духовного мира человека, которая позволяет ему выполнять совершенно какой-либо род профессиональной или творческой деятельности. Культура есть суть человеческой образованности. Человек живет в большом и сложном мире, а современное общество предъявляет к нему определенные сложные и противоречивые требования. Любой человек, находясь в обществе, оперирует различными знаниями: при восприятии искусства необходимы художественные знания, участие в той или иной профессиональной деятельности требует профессиональных знаний, включенность в экономические, политические, правовые и т.д. аспекты требует соответствующих знаний. Поэтому развитие личности только в сфере профессиональной культуры оказывается неполным.
Каждый человек должен обладать всесторонними знаниями, которые являются информативной основой всей его деятельности. Все это формируется не только образованием, но и культурой.
Связь образования с культурой является наиболее тесной, т.к. само образование должно ориентироваться на основные ценности культуры. Только через понятия грамотности и образованности, а позже и через понятие профессиональной и методологической культуры, любая личность приходит к понятию собственно культуры в ее широком понимании. И именно на уровне культуры человек может проявить себя, выразить свою индивидуальность. И именно на этот результат образования следует обратить повышенное внимание. При его учете и при учете содержательных компонентов культуры, существует возможность создания новых способов обучения.
Образование является той областью, которая жадно впитывает все проявления культурного развития, и в свою очередь является звеном, передающим культурные ценности, накопленные человечеством каждой личности. Оно связывает эпохи, поколения, традиции, и в этом его неприходящая ценность.

Нечепуренко Т.Л. Образование как сфера культуры // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.26-28.

Hosted by uCoz