В начало
ОХОТНИКОВ О. О СМЫСЛЕ ТЕРМИНА «ВЗАИМОВЛИЯНИЕ»

Предметом нашего рассмотрения станет уточнение смысла интуитивно используемого термина «взаимовлияние». Сама эта тема лишь частный случай общей теории сравнения (компаративистики). Однако, поскольку в последнее время тематика диалога культур и взаимовлияния традиций все больше занимает умы исследователей, то необходимость уточнения смысла основополагающего в этой проблеме термина становится все более очевидной.
1. Тождественное самому себе на самого себя влиять не может. Тождество — абсолютный покой, самодостаточность. Следовательно, необходимое условие возможности влияния: спецификация, различенность. Таким образом, можно констатировать, что влияние возможно при наличии по крайней мере двух различных объектов и что, следовательно, влияние — это всегда взаимовлияние. Возможно возражение: если опираться на материал истории или истории философии, то каким образом можно говорить, например, о взаимовлиянии философии Аристотеля и Фомы Аквинского? В данном случае, казалось бы несомненно влияние Аристотеля на систему Фомы, но никак не обратно. Однако, если исходить из того, что текст (в данном случае «Метафизика» Аристотеля) результат не только написания, но и прочтения, то следовательно, интерпретация Аристотеля Фомой и есть обратное влияние на философию первого, что, собственно, только подтверждает тот факт, что в истории метафизика Аристотеля очень долгое время воспринималась через призму томизма
2. Влияние — всегда деформация, то есть изменение формы, где «форма» может пониматься и как нечто внешнее (что ближе к современной трактовке) и как сущность (что соответствует традиции). В качестве деформации влияние может выступать как результат: а) конфликта (в том случае если различенные объекты находятся в состоянии крайней различенности, то есть противоположности и составляют противоречие);
б) интерпретации (то о чем уже было сказано выше); в) обучения (ситуация «учитель — ученик»).
3. Влияние — всегда процесс. Следовательно, возможно говорить о направлениях этого процесса. Традиционно выделяются два направления: эволюция (прогрессивное влияние) и деградация (негативное влияние). Подобного рода выделение направленности влияния вносит ярко выраженный оценочный характер, то есть требует представления о эталоне.
4. В качестве процесса влияние имеет не только экстенсивную направленность, но и интенсивность, то есть степень. Степень влияния как раз выражается в том подвергается ли изменению только внешняя или же и внутренняя, сущностная сторона объекта.
За кажущейся очевидностью и частотой словоупотребления термина «взаимовлияние» зачастую скрывается либо непонимание проблемы, либо нежелание ее рассматривать в качестве таковой, что может привести к серьезным искажениям смысла. Предложенный вариант уточнения смысла этого термина можно рассматривать как приглашение к диспуту.

ОХОТНИКОВ О. О СМЫСЛЕ ТЕРМИНА «ВЗАИМОВЛИЯНИЕ» (и методологии компаративистики) // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.31-32.

Hosted by uCoz