В начало
ПАРАМОНОВА С. ФАВОРИТИЗМ КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕМ

Фаворит в переводе с английского (favorite) означает любимый, имеющий предпочтение. Фаворитом называют того, кому легко дается расположение вышестоящего, и вытекающие отсюда привилегии, покровительство, передача части властных функций. Влиятельность делает его тем человеком, к мнению которого прислушиваются окружающие, в связи с чем и выстраивают свою стратегию поведения. Поскольку люди всегда живут в сообществах, постольку в окружении сильных мира сего всегда будут иметь место фавориты, ибо человек — существо аффективное, пристрастное. Фавориты выделяются особыми качествами, которые встречаются не у каждого. Одни одарены умом, другие — физической силой и привлекательностью, красотой, третьи полководческим даром, смелостью, четвертые способностью к интриге, иные житейским опытом и уверенностью в любых обстоятельствах, почти все — большим запасом жизненных сил. Одни фавориты достигают своего положения сознательно, карьерными устремлениями, другие — бессознательно, благодаря наличию харизмы, либо случаю, либо статусу в расположении близости царствующей особе, правящей элите, руководителю, лидеру в какой-либо сфере приложения способностей (управлении, труде, литературе, искусстве, образовании, спорте и т.д.). Для того, чтобы встать на путь обобщения и формализации в изучении фаворитизма, что позволило бы освободиться от частных случаев выявления роли фаворита, необходимо начать исследование с конструирования объекта анализа — института фаворитизма в соответствии с логикой искомого универсуума. Однако для того, чтобы подняться до принципов, способных включить полное описание фактов, нам придется отталкиваться от феноменов фаворитизма. Люди распределяются в социальном пространстве и помещаются в нем не как попало, а в зависимости от позиций, которые они занимают, поэтому и возможно понять логику их поведения в целом в социальной практике, отмечает П. Бурдье. Отсюда возникает ситуация зависимости судеб людей от фаворита. Общество предоставляет возможность стать фаворитом многим, но первым становится один. Фаворитизм ситуативен: в этом состоит открытость воздействия индивида на общество, в этом — уникальность творимой людьми истории. Фавориты-группы и фавориты- личности определяют историческую ткань эпохи. М. Оссовская рассмотрела это на примере образцов поведения рыцарства от античности до эпохи капитализма. При упоминании о фаворитизме возникают ассоциации о влиянии на правящие круги таких фаворитов как Б. Дизраэли в Англии, Г. Потемкин и Г. Распутин в России. В настоящем законы фаворитизма имеют ту же природу, тот же механизм влияния неформальных и родственных связей на политику и экономику. Здесь социологическое поле анализа субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений. Изучая фаворитизм как элемент культуры прошлого, общество может выработать законодательные формы ограничения нежелательных форм фаворитизма в настоящем. Фаворитизм как тип социальной связи пронизывает все стороны жизни общества. В спорте он реализуется в результативности, в системе образования — в соревновательности способностей, в искусстве в восхищении и возникновении катарсиса, в бизнесе — в рациональной силе, изощренности, зависти и конкурентоспособности, в политической жизни — во влиянии на массы, господстве, доступе к источникам общественного богатства, власти. Теоретический анализ закономерностей фаворитизма, как порождения социальной реальности может стать основой разумного воздействия групп и личностей на стихийную практику общества.

Парамонова С. П. Фаворитизм как элемент культуры прошлого в настоящем // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.32-34.

Hosted by uCoz