В начало
БЕЖОВЕЦ В. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА

Совсем недавно среди дисциплин информационного цикла появилось новое направление — информационная культурология. В ее центре — понятие информационной культуры, под которой обычно понимают специфические способы информационной деятельности, включающие средства оперирования и передачи необходимой информации во времени и пространстве.
Какой сегодня представляется информационная среда Великого Новгорода? Каким образом она формировалась? И почему вопросы ее изучения и попытки прогнозирования кажутся актуальными и своевременными?
Под информационной средой (ИС) понимается система информационного взаимодействия между субъектами ИС (ученым, студентом, ребенком, родителем, любым человеком, любым представителем какого-либо сообщества или сообществом людей в целом) и объектами ИС (информационными ресурсами — книгами, журналами, информацией в газетах, в глобальных компьютерных сетях, личностным, экспертным знанием и т. д.). Между субъектами и объектами ИС протекают особые процессы информационного взаимодействия — чтение, общение, обмен информацией в ходе совместной деятельности, игра. Способы обмена информацией являются компонентом информационной культуры. Большую роль в формирование информационной среды выполняют традиции информационного взаимодействия, которые складываются постепенно, их истоки находятся в прошлом, и они могут обладать либо региональной, либо национальной спецификой.
Обратимся к истории — рассмотрим формирование ИС Великого Новгорода и некоторые особенности его информационной культуры.
Древний Новгород являлся одним из крупнейших центров информационной культуры на Руси. Среди населения большой процент занимали люди грамотные, о чем свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, найденные при археологических раскопках. Эти берестяные грамоты, вероятно, являлись одним из самых распространенных способов обмена информацией между людьми на расстоянии, в пространстве, а затем и во времени от одного поколения к другому. К способам обмена информацией древних новгородцев можно отнести и «граффити», также сыгравшие роль передатчика информации во времени.
Информационная культура развивается и существует на базе культуры, образования и просвещения. Новгород был центром книгописания, летописания и «бережения», хранения книг. Здесь с XI века были открыты школы, Духовная семинария (XVIII век). Следовательно, информационная культура новгородцев была на высоком уровне. Новгородцы читали произведения богослужебного характера, жития, «изборники», переводные трактаты, летописи, «хождения». Те новгородцы, которые обучались в учебных заведениях, читали «учения» — например, возможно, они были знакомы с выдающимся математическим сочинением дьякона Антониева монастыря Кирика (1136 год) (Кузаков В.К. Очерки развития естественнонаучных и технических представлений на Руси в X-XVII вв. М.: Наука, 1976.С.41-42.). Позднее новгородцами активно читался «Шестокрыл», переводной труд по астрономии, попавший в Новгород из Западной Руси. Он использовался кружком новгородских еретиков (1476 год) для идеологической борьбы (Там же. С.78-80.). Эти традиции проецирования результатов и истоков чтения в сферу политической и идеологической борьбы, а также значимости процесса чтения как широкого и доступного канала информационного взаимодействия живы и поныне.
Состояние и развитие информационной культуры Новгорода в XVIII-XX веках взаимосвязано со своеобразием развития культуры и просвещения в этот период. Например, о сохранении активности процесса чтения новгородцев свидетельствует история развития новгородских библиотек в XIX-XX веках. Например, в 1865 году при губернском статкомитете была открыта публичная библиотека, и уже в первый год в ней было зарегистрировано 1575 читателей (Маркина К.Г. Обзор документов фонда Новгородского музея древностей (1865-1918)//125 лет Новгородскому музею: Матер, науч. конф. Новгород, 1991 .С. 176.).
Таким образом, активный процесс чтения характеризует высокий уровень развития информационной культуры и культуры чтения Великого Новгорода, и особенно — древнего Новгорода. Информационная среда средневекового Новгорода отличалась интенсивностью обмена информацией и в процессах общения и чтения новгородцев, и в процессе некоторых «информационных игр». К «информационным играм» мы относим особые формы информационной активности, в которых важен не сколько результат деятельности, сколько сама деятельность (дискуссии, споры, обсуждения, ритуалы, праздники, обряды и т.д.). Традиции информационного взаимодействия древнего Новгорода богаты и разнообразны. Все они сохраняют свою актуальность и сейчас.
Интерес к информационной культуре и информационной среде Великого Новгорода обусловлен тем, что в условиях современного «жесткого» информационного общества необходимо поддерживать не только открытость, но и комфортность информационной среды хотя бы в своем региональном компоненте для сохранения минимального уровня невротизации населения Великого Новгорода и региона.

Бежовец В.Э. Информационная культура Великого Новгорода // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.35-37.

Hosted by uCoz