В начало
ВЫЖЛЕЦОВА Н. ТРАДИЦИИ РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО КУЛЬТУРОВЕДЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

В 1970-е годы в советской историографии наметился осторожный методологический поворот в изучении истории культуры: от марксистского социологизирования и политизирования историко-культурной проблематики к постижению внутренней логики развития культуры, того смысла и содержания, посредством которых она обнаруживала себя и становилась самостоятельной и узнаваемой в разные исторические эпохи. Культуроведческий анализ начинался с осмысления «первой предпосылки культуры» (Г.П. Федотов), осуществлялся через такие понятия как «образ мира», «картина мира», «стиль эпохи», «менталитет». Новый подход преодолевал разрыв между высшими достижениями человеческого духа и историческим бытием народных масс, поскольку менялось само представление о культуре. Она осмысливалась как система проявления неосознанных (ментальных) и социально — психологических установок человеческого поведения.
Анализ «внутреннего склада ушедшей духовной жизни» (С.С. Аверинцев) позволил увидеть культурную целостность, культурную обусловленность истории, ее глубинные и предельные основания, при этом особое внимание уделялось тем скрепам, которые гарантировали единство и целостность мировосприятия. Новые методологические принципы вносили содержа тельный прорыв в изучение истории культуры. Д.С. Лихачев, Г.З. Вагнер разработали оригинальную концепцию древнерусской культуры, как последовательную смену «стилей эпох». Древнерусская культура понималась как «макрообъект», «историческая целостность», в которой жил человек. В.В. Бычков анализирует древнерусскую эстетику через смысловой центр средневекового мировоззрения-Бога и оценивает культуру Древней Руси как культуру, которая с предельной полнотой выразила христианское миропонимание и стала основой таких сущностных устоев бытия как обостренная духовность, софийность, символизм, соборность, высокая нравственная ориентация. A.M. Панченко вводит понятие «культура — вера» как интегральный фактор отечественного средневековья. Он понимается как сумма вечных идей, феноменов, не имеющих срока давности. Культурологические следствия этого разнообразны: от приглушенности исторического сознания до сакрализации традиций».
Обычно такой подход связывают с англо-американской культурантропологией или французской школой «Анналов». Но еще в дореволюционной медиевистике и религиозной философии сложилось, во-первых, не «плоскостно-фотографическое» изучение средневековья, а осмысление «духа эпохи» (П.М. Бицилли), «духа истории» (Л.П. Карсавин), проявляющегося во всех сферах жизни от права и морали до .домашнего обихода и определившего внутреннее единство и неповторимый колорит времени. Культура, тем самым, понималась на как сумма отдельных, несвязанных между собой феноменов, художественных школ и направлений, а как целостность, пронизанная общим принципом. Во- вторых, выявление духа средневековой культуры шло через анализ «основной психической стихии» (Л.П. Карсавин) или «простейших форм сознания» (П.М. Бицилли), которые заложены в началах духовной природы средневекового человека. В основе этих положений лежит представление о культуре как проявлении осознанных и неосознанных психологических установок, называемых менталитетом в современной культурологии. Поставлена также проблема отличия мышления средневекового человека, который воспринимал жизнь, исходя из других установок и представлений, чем современный человек. В-третьих, средневековая культура реконструировалась как единая мировоззренческая система, силовое поле которой сформировалось вокруг Бога, через установление иерархической и символической связи между земным и трансцендентными мирами. В этом «величие и трагедия» (Л.П. Карсавин) средневековье и его «высокая ценность» (П. А. Флоренский). Теократическая целостность жизни» (П.А.Флоренский), «единство Божественного с человеческим» (Л.П.Карсавин), «законченное всеединство» (П.М. Бицилли) постигались и переживались через создание идеалов и наделение божественным смыслом явлений окружающего мира.
Задача истории культуры, таким образом, понималась как осмысление способности человека придавать смысл своим действиям. В древнерусской культуре материальным выражением связи между двумя мирами являлась икона (П.А.Флоренский). Изучая ее от способа изготовления до иконографии, П.А.Флоренский выделил глубинные черты духовной жизни Древней Руси: одухотворенность, сверхличностность, соборность. Русские ученые, изучая Средневековье, изменяли стереотипы его восприятия как «темного» или «мрачного» времени. Они оценивали его как «культурное целое..., обладающее некоторым самодавлением и непреходящей ценностью» (Л.П. Карсавин).
Проблематика и выводы, подходы и конкретный материал, предложенные дореволюционной отечественной наукой, стали предметом интереса в мировой культурологии в 1960-70 годах, а через нее входили и в советскую историографию.

ВЫЖЛЕЦОВА Н. ТРАДИЦИИ РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО КУЛЬТУРОВЕДЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.37-39.

Hosted by uCoz