В начало
ГУСЕВА С. ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ СЕНЕКИ И «ИСПАНСКИЙ ИДЕАРИУМ»

Исследователи, изучающие историю аксиологии, нередко обнаруживают факты, которые свидетельствуют об актуальности ценностей культуры прошлого в настоящем.
Луций Анней Сенека относится к числу авторов, познакомивших нас с римской системой ценностей и ее эволюцией. В сочинениях стоика I в. упоминаются такие римские ценности — «добродетели» («virtutes»), как мужество, храбрость, верность, терпение, сдержанность, человеколюбие, скромность, умеренность, независимость, благоразумие, милосердие. В то же время Сенека является философом, особо почитаемым уроженцами Пиренейского полуострова, считающими его учение одной из граней испанской идеологии.
Сенека — яркий представитель римской культуры императорской эпохи: его жизнь и деятельность связаны не только с Италией, «вечным городом», но и с периферией римского мира. Родина Сенеки — провинция Бетика, испанский город Кордуба (современная Кордова). Философ не был «римлянином из Рима»; обосновавшись в метрополии, члены его фамилии поддерживали отношения с соотечественниками.
Испания — регион, являвшийся зоной встречи и взаимодействия многих древних культур. На Пиренейском полуострове в доримскую эпоху жили иберы, кельты, кельтиберы, финикийцы, греки. Позже Испания стала одной из наиболее романизованных областей Римской державы. Изучая исследования, посвященные культуре древней Испании, нельзя не заметить того, что многие качества, почитаемые населением Пиренейского полуострова, практически идентичны ряду римских «virtutes». В систему ценностей древних испанцев антиковеды включают независимость, мужество (нередко проявлявшееся в презрении к смерти), храбрость, верность («fides celtiberica»), терпение, благодарность, великодушие, гостеприимство. Характеристика некоторых из перечисленных «добродетелей» дана в письмах и диалогах Сенеки. Поэтому труды философа из Кордубы могут рассматриваться как памятники римско-испанской аксиологической мысли. Не случайно американский писатель Д. Миченер, автор опубликованной в 1968 году книги «Иберия. Испанские путешествия и размышления», считал Сенеку «совершенным римлянином и идеальным испанцем». Учитывая важность дорийского и римского периодов в процессе становления испанской культуры, не следует удивляться тому, что, по свидетельству Миченера, современные испанские интеллектуалы называют себя «детьми Сенеки».
Испанцы не скрывают своего интереса к стоической философии. В испаноязычной литературе встречается термин «senequismo». «Сенекизм», философское учение Сенеки, уроженцы Пиренейского полуострова нередко воспринимают как «испанский» стоицизм, «естественный и человечный». По мысли А.Ганивета, «сенекизм» является частью «испанского идеариума». А.Ганивет, писатель, философ, дипломат конца XIX века, известен исследователям испанской культуры, прежде всего, как создатель произведения «Ideбrium espacol». В отечественных изданиях книга Ганивета упоминается под названием «Испанская идеология». Это сочинение сопоставимо с трудами мыслителей, писавших о «русской идее». В «Испанском идеариуме» анализируются особенности мировоззрения уроженцев Пиренейского полуострова, определяются место и роль испанцев в мировой истории и культуре. Книга А. Ганивета оказала сильное влияние на представителей испанской интеллигенции XX века. Ученый и публицист Д. Бренан, автор нескольких книг об Испании, пишет о том, что создатель «Испанского идеариума» признает Сенеку «вечным философом испанского народа». Современным испанцам близка философская позиция Сенеки, многие из них получают представление о мире человеческих ценностей, изучая труды прославленного стоика. В Сенеке уроженцы Пиренейского полуострова видят писателя, сумевшего зафиксировать черты формирующегося «испанского характера», мыслителя, высказывания которого и в наши дни находят отклик в душах испанцев. Знакомство с работами, в которых освещается культурная жизнь современной Испании, убеждает нас в том, что ценности, прославляемые римским мыслителем, не забыты людьми XX столетия. Однако следует упомянуть о том, что многие «добродетели», анализируемые в сочинениях Сенеки, являются понятиями, нередко называемыми в наши дни «общечеловеческими ценностями». О философских взглядах уроженца Кордубы имеют представление и наши соотечественники, не только интересующиеся историей мировой культуры, но и осознающие актуальность и значимость «сенекизма».

Гусева С.Ю. Философское наследие Сенеки и «Испанский идеариум» // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.40-42.

Hosted by uCoz