В начало
ИВАНОВ С. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МАСС И ЭЛИТЫ В КОНЦЕПЦИЯХ Ф. НИЦШЕ И X. ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА

Проблема элиты и массы у Ф. Ницше тесно связана с проблемой человека. Мир, в котором живет человек, полон конструктивных и деструктивных стремлений, идет постоянная борьба вырождения с возрождением. И у человека, как полагает Ф. Ницше, есть единственный путь, по которому ему следует идти, если не хочет исчезнуть в хаосе — это путь культуры.
В работе «Антихрист» Ф. Ницше пишет, что структура культуры имеет вид пирамиды: на вершине — культурная элита, «аристократия духа», в основании же — масса, «здоровая посредственность». Эти противоположности могут, по мнению Ф. Ницше, существовать лишь в тесном взаимодействии.
Духовная аристократия это активная часть человечества, нацеленная на созидание культуры; именно в ней креативная составляющая человека является определяющей. Здоровая же посредственность представляет собой скорее тварный компонент, и она пассивна. Тогда как «аристократия духа» стремится к благодетельному созиданию, массы обуяны жаждой потребления.
Духовная аристократия стремится к познаниюоснований действительности, пишет Ф. Ницше, чтобы направить творческие усилия на совершенствование той части мира, которая поддается совершенствованию. Отношение же «здоровой посредственности» к вещам определяется не добытыми знаниями, а скорее, привычкой. Поэтому главной задачей масс является поддержание некоего уровня развития культуры для того, чтобы культурная элита могла созидать новое.
Взгляд свободного ума на действительность наиболее полон: он фиксирует не только всеобщее в предметах и явлениях, но и уникальное. Он видит малейшее изменение действительности. Находясь в рамках привычного, связанный ум, потерял вкус к уникальному. А значит, тем, кто занимает основание пирамиды свойственна постоянна недооценка значения человеческой личности.
Главным выводом, который делает Ф.Ницше относительно слоев, составляющих здание культуры, было следующее: взаимодополняя друг друга культурная элита и масса образуют гармоничное единство, благодаря которому хаосогеннное стремление этих слоев в отдельности подавляются общим стремлением к созиданию, к жизненности.
Среди множества вопросов, возникающих в этой связи, я бы хотел остановится на двух. Действительно ли единство, которое образуют данные слои, гармонично? И так ли пассивна масса, как об этом говорит Ф. Ницше?
Проблемы эти весьма значимы для духовного развития человечества, и потому многие философы — сделали их предметом своего анализа. Мне представляется, что размышления Х.Ортеги-и-Гассета о феномене, названном им «восстание масс» и в контексте изложенного понимания этой проблемы у Ф.Ницше.
X. Ортега-и-Гассет идею гармонии масс и элиты в культуре, предложенную Ф. Ницше, рассматривает в работе «Восстание масс». Но у него иной подход. Он полагает, что гармонии этой уже нет и быть не может, ибо массы, вооруженные достижениями цивилизации (добытыми для них этой самой элитой), как то: бытовой сервис, демократические свободы, высокий уровень благосостояния и др. претендуют на ведущую роль в жизни общества. А это значит, что пассивность массы исчезает, она становится не активна, на это нет ни желания, ни творческого потенциала, а скорее, агрессивна. Причем агрессивна скорее в потреблении или в претензии на потребление. И эта агрессивность весьма опасна. Особой опасности подвергается здесь человек: во-первых, он теряет свою ценность, становится скорее средством для чего-то или кого-то, и во-вторых, такой тип отношения становится препятствием в развитии самого человека.

ИВАНОВ С. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МАСС И ЭЛИТЫ В КОНЦЕПЦИЯХ Ф. НИЦШЕ И X. ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.43-44.

Hosted by uCoz