В начало
ИВАНОВА Р. НОВГОРОДСКО-МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ В ИСТОРИИ РУССКИХ ЕРЕТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ XIV-XVI ВЕКОВ

В 70-х годах XV века в Новгороде, а затем и в Москве распространилась ересь, которая в литературе встречается под названием «жидовствуюшие». Первыми последователями ереси были представители наиболее образованных высших слоев новгородского общества, «среди которых особенно сильна была жажда знаний, вследствие постоянных сношений с Западной Европой. В этом заключается секрет быстрого распространения и стойкости ереси: ересь завлекала теми новыми горизонтами, которые открывали пробудившимся умам русских ее «Логики» и «Шестокрылы» (Алов В. Русские еретики XIV-XVI вв. СПб.: «Герольд», 1908. С. 19.).
С самого начала «жидовствующие» пошли по пути креации рационалистического дискурса, через который они эксплицировали негативирующую интенцию трезвого рассудка верующих. Несмотря на то, что еретические произведения относились к числу «отреченных», то есть запрещенных и преследуемых церковью, до нас дошли некоторые памятники литературы «жидовствующих», такие как «Космография», «Логика Авиасафа», рукопись «Тайная тайных», «Шестокрыл», и даже так называемый «Псалтир Жидовствующих».
Еретики, будучи людьми образованными и «книжными», сумели развернуть достаточно мощную пропаганду среди людей «малокнижных и невежественных», каковым и было большинство населения Новгородской и Московской Руси XV века. Жидовствующие выступали против учения о Троице, критикуя его с позиций рационализма и, доказывая, что оно не согласуется со здравым смыслом; отрицали божественность Христа, объявляя его простым человеком: «Христос еще не родился есть, но еще будет время, егда имать родитися, а его же глаголют христиане Христа бога, той прост человек есть, а не бог» (Иосиф Волоцкий. Просветитель. М., Сп.-Преображенский Вааламский монастырь, 1993. С. 24.). Как следствие отвергались воскресение и вознесение Христа. Антитринитаризм «жидовствующих» повлек за собой отказ поклоняться иконам и крестам, как сотворенным руками человеческими. Как и стригольники, «жидовствующие» возмущались поставлением священнослужителей по мзде; отрицали видимую церковь, ведь для исповедания достаточно чистых дел и помыслов; отвергали монашество, изобретенное на их взгляд вопреки новозаветному канону.
Очень сильное раздражение у церковного официоза вызывало содержащееся в предложенном «жидовствующими» альтернативном дискурсе неверие во второе пришествие Христа, которое приурочивалось к 1492 году. «В еретической среде эсхатологические настроения воспринимались скептически» (Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы. С. 72.). Вольнодумство, пронизывающее альтернативные дискурсы еретиков, распространялось повсеместно, а это могло привести к ситуации, угрожающей самым основам христианской церкви. Отторжение верующих могло подорвать не только социальную базу, но, что еще важнее, экономические и политические основы православной церкви.
Активная альтернативно-дискурсивная практика еретиков, в том числе и «жидовствующих», побуждала церковь к интеллектуальной деятельности и вынуждала к интенсивной защите своего учения. Одним из первых, кто выступил против ереси, был новгородский архиепископ Геннадий, который, обращаясь к собору 1490 года, предупредил, что людям, неосведомленным в новой литературе, опасно состязаться с «жидовствующими» на теоретической почве. Соратником Геннадия на стезе борьбы с ересью стал интеллектуально более подготовленный игумен Волоцкого монастыря Иосиф Санин, вскоре прославившийся своей активной поддержкой политики московской централизации (Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы. С.84-89.).
Церковные иерархи интуитивно чувствовали нараставшую для церкви угрозу, исходившую от еретического дискурса. Учение «жидовствующих» быстро захватывало широкие круги населения, разрушая традиционные стереотипы средневекового русского мышления.
В советской литературе часто встречается мнение, что ересь жидовствующих является умственным антиклерикальным течением в большей степени, чем богословской ересью (Лихачев Д.С. История русской литературы. М.-Л.: АН СССР, 1946. Т. 2.4.1. С. 378.; Короткая Л.Л, Публицистика XIII-XVI вв. в борьбе с религиозно-церковной идеологией. С. 12.). Новгородские еретики силой своей проповеди увлекали людей к рационализму и вольномыслию. Средневековый рационализм, исторически выступая в религиозной форме, подразумевает индивидуальное осмысление всех отношений верующего к богу. В этом случае «сила религиозной убежденности измеряется степенью «постижения» божества, логического и эмоционального проникновения в божественную истину и приобщения к ней» (Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV-XVI вв. М., 1960. С. 89.) Но для средневекового православия «сила божества» состояла, в том числе в его непостижимости. Поэтому попытка любого человека постигнуть сокровенную тайну Божественного откровения, является проявлением личной воли этого человека, принятием им своего собственного решения. Эта личная самостоятельность ставит под удар единство всей церковной организации.
Ересь нужно было как можно быстрее искоренить, поэтому начало XVI века ознаменовалось казнями еретиков, их заточениями и ссылками в монастыри. Но и после казни еретиков не были уничтожены идеи, посеянные ими в широких кругах русского населения. Да и само время уже диктовало новые условия. В среде наиболее просвещенных, демократически настроенных кругов, вызревали требования не только знаний, но и веротерпимости. Ересь всколыхнула не только массы простого населения, но и нарушила покой в самой церкви. Среди духовенства усилилось брожение, которое в дальнейшем привело к первому крупному расколу в русской православной церкви.

ИВАНОВА Р. НОВГОРОДСКО-МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ В ИСТОРИИ РУССКИХ ЕРЕТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ XIV-XVI ВЕКОВ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.47-48.

Hosted by uCoz