В начало
ИВАНОВА Н. ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ЕВРОПЫ НА РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ВО ВЗГЛЯДАХ К.Д. КАВЕЛИНА

Проблема взаимоотношений России и Западной Европы возникла и оформилась в XIX в., и до сих пор остается неразрешимой. Вопрос взаимодействия волновал умы всех общественных деятелей, никого не оставляя равнодушным. К.Д. Кавелин (1818-1885) — знаменитый публицист, историк, юрист по образованию, занимаясь этим аспектом русской истории, пришел к интересным выводам.
Россия, считает Кавелин, первоначально развивалась сама по себе. На ее территории, в отличие от Европы, которую породила греко-римская цивилизация, ранее не было материнских цивилизаций, а потому начинать пришлось с нуля. Разница между Россией и Европой в исходных позициях создала ситуацию, характеризующуюся тем, что Россия отставала в развитии от Европы. Этому способствовали и географические условия. Трудная и упорная борьба с природой-мачехой, поглощая все силы, не оставляя досуга и надолго помешала духовному и интеллектуальному развитию великороссов. Кавелин пишет, что думать и учиться мы стали позднее других, потому как приходилось заботиться о пище, о жилище, на что уходили основные силы. Вследствие этого появилось стремление к заимствованию, тем более была возможность использовать уже накопленные знания, не прилагая особого труда. Сложилось определенное отношение ко всему, что завозилось к нам из Европы, результаты завезенного были всегда одни и те же. Вот, что пишет Кавелин, имея в виду в частности западную философию: «Выводы из нее, насколько они были практически пригодны, пошли в дело, а сущность философских учений их научная, теоретическая сторона, в которой выражалась самая суть жизни европейских народов, стала предметом праздного дилетантизма и быстро сменяющейся моды» (Кавелин К.Д. Философия в Европе и у нас // Наш умственный строй. М., 1989. С. 281.).
Влияние европейцев, как считает Кавелин, явилось более внешним, прежде всего в одежде, литературе, искусстве. В практической деятельности чуждые элементы не ощущались, свидетельствуя о том, что заимствования не проникали глубоко в народные массы. Исследуя российскую историю, он выделяет несколько периодов, беря в качестве критерия деления внешнее влияние Византии, Литовско-Польского государства и Западной Европы. При этом считает Кавелин, прослеживается закономерность, а именно: чем крупнее и значительнее становилась Россия как государство, тем более оно впитывало в себя опыт европейской культуры и общественной мысли.
Однако К.Д. Кавелин был убежден, что работая под началом европейских учителей, мы мало чему в действительности научились. В противном случае разве были бы возможны «умственная скудость» и «душевное малолетство», царящие в России Х1Хв. повсеместно. Кавелин был уверен, что развитие России начинается только-только. Он писал: «Почва приготовлена. Что на ней вырастет, что она принесет в сокровищницу всемирной истории — это покажет будующее» (Кавелин К.Д. Краткий взгляд на русскую историю // Наш умственный строй, М., 1989. С.70.).
Таким образом, как был убежден Кавелин, следовало бы говорить не о взаимодействии Европы и России, но об одностороннем влиянии Запада и даже опеки над Россией. Но это полагал он уже в прошлом, будущее же за Россией.

ИВАНОВА Н. ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ЕВРОПЫ НА РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ВО ВЗГЛЯДАХ К.Д. КАВЕЛИНА // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.47-48.

Hosted by uCoz