В начало
КРАПЧУНОВ Д. К ПРОБЛЕМЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ

В XIV-XVI вв. в новгородских землях возникают еретические движения стригольников и жидовствующих. В их учениях прослеживается много общего. Последние стригольники смешиваются с первыми жидовствующими (Захар-стригольник осужден на первом соборе против жидовствующих).
Тем не менее, современники связывали возникновение жидовтвующих с прибытием в Новгород в 1470г. из Киева жидовина («Жидовин» — иудей. См. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка.). Схарии, обратившем в еретичество нескольких священников и уехавшим в Литву (Об его происхождении см. Лавров Л.И. К истории русско-кавказских отношений XV в. // Ученые Записки Адыгейского НИИ языка, литературы и истории. Майкоп, 1957. Т. 1. С. 17-26.). Возникновение этого учения в Москве относят к 1482-1484 гг., когда вернулся из Венгрии Ф.Курицын. Однако, уже в 1479-1480 гг. Иван III взял в Москву, в Кремль двух попов, обращенных в жидовство Схарией.
В советской историографии внимание было сосредоточено на «земных корнях» религиозных учений, при этом из вида терялась содержательная сторона учения, так как по той же логике марксизма средневековое сознание воспринимало все через призму религиозного восприятия. Жидовствующие стали русским аналогом европейских гуманизма и реформации. Их возникновение объяснялось борьбой классов. В аксиоматической форме заявлялось, что «жидовствующие» — это характеристика, данная Иосифом Волоцким. Он представитель Церкви — значит она не верна и нужно называть ересь «московско-новгородской» (Зимин А.А. О политической доктрине Иосифа Волоцкого // ТОДРЛ. М.-Л.,1953. Т. 9. С.163-165, 167.). Другие предлагают называть ереси «городскими». При этом, видимо, не учитывался тот факт, что источники указывают на более широкое распространение этого учения, в том числе в других городах и в сельской местности. Зимин А.А. указывает, что данное реформационное движение отрицало троический догмат, догмат о воплощении Иисуса Христа и иконопочитание. Но вводимый таким образом термин «антитринитарии» уже исторически закреплен за некоторыми сектами II-III вв. С другой стороны, именно реформаторам чуждо отрицание догмата о Троице.
Иосиф Волцкий называет еретиков «жидовская мудрствующия» (Это указывает на не ортодоксальный не талмудический иудаизм. Ср. «От еврейских ересов») и указывает на наличие саддукейской ереси в их учении. Он цитирует в своей «книге на еретики» прение Григория Паламы «схионы и турки», а в « сказании о ереси» упоминает мессалиан. О «жидовкой вере» писал Геннадий Новгородский митрополиту Геронтию. То есть современники ереси указывают на иудеев балканского происхождения. В XIV-XV вв. в Турции, в Крыму, на Балканах активизировались караимы — иудеи близкие к саддукейской традиции. Скорее всего, наши сектанты — результат их влияния (Прохоров Г.М. Прение Григория Паламы «с хионы и турки» и проблема «жидовская мудрствующих» //ТОДРЛ. М.-Л., 1972. Т. 27. С. 329-370.).
Караимы значит «читающие» (священные книги). Возможно, этим объясняется острая необходимость в полемической литературе, которую просил себе прислать арх. Геннадий, атак же то, что в это время им был сделан первый полный свод Библии на славянском языке.
Он говорил, что еретики псалмы на свою ересь «превратили». Псалтирь Ф.Курицына (основателя ереси в Москве) является переводом на русский язык Махзора — иудейского молитвослова на каждый день. О «татратках» по которым молились жидовствующие говорил и Преподобный Иосиф.
Таким образом, через поиск этих источников, а также сочинений еретиков и их изучение можно произвести более подробное исследование истории ереси в контексте ее связи с другими религиозными течениями. В этом могут помочь так же списки следствия, проведенного святителем Геннадием, и соборные документы 1490,1492,1531 и 1554 гг., когда рассматривались вопросы о еретиках.
После этих соборов след сектантов в России теряется. Вновь мы узнаем о них когда Екатерина II разрешает им свободно расселяться по всей территории Империи. Эти общины сохранились до наших дней. Поэтому следует уделить уделить внимание археографическим и этнографическим исследованиям данного вопроса и на основе нарративного материала определить возможность преемственности между XV-XVI вв. и современностью в этих общинах. Также возникает необходимость переоценки полемической литературы против жидовствующих. Еще одна перспектива при работе над данным вопросом заключается в привлечении источников и исследований из за рубежа, в частности из таких стран как Турция, Польша, Болгария и др.

КРАПЧУНОВ Д. К ПРОБЛЕМЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЕРЕСИ ЖИДОВСТВУЮЩИХ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.50-52.

Hosted by uCoz