В начало
БЕЛЯЕВ В. КОМПАРАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ

«Графиня изменившимся лицом бежит пруду»... Таков, говоря словами Остапа Бендера, образ современной философии. Она по-европейски утомлена. Она естественно в поиске себя и путей познания. Среди новомодных методов и систем существует подход или угол зрения, соответствующий характеру современной культуры — дуалистичному (двойственному) и диалогичному.
Компаративистский (сравнительный) подход к анализу культурных феноменов не только преодолевает схематичность, линейность «европоцентризма», но и существенно дополняет культурно-историческую картину мира, создаваемую такими областями гуманитарного знания, как социальная феноменология, герменевтика, антропология и историософия.
Главный тезис философской компаративистики: единство, взаимопроникновение культур Запада и Востока, Европы и Азии (в этом ряду и Россия). С появлением первых человеческих сообществ культура как традиционная, так и современная, не была региональна и исторически замкнута. Об этом свидетельствует трансформация научных и философских идей Египта, Индии, Китая в античном мире, арабский аристотелизм, европейская мистика, восточные мотивы романтики XIX века, сюжеты и образы восточных религий в системах Шопенгауэра, Ницше, Рериха. Философский постмодерн XX века не только стал результатом диалога Запада и Востока, но и создал методологические принципы для изучения их культурных контактов (например, деконструктивизм Ж. Даррида).
Задача, которую ставит и решает компаративистика, — сочетать традицию и инновации в культуре, находить, высвечивать «горячие точки», сектора взаимопроникновения восточных и западных культур. Такими «местами встреч» Запада и Востока, начиная с возникновения форм цивилизации, являются памятники культуры полистилистические по своему характеру. Методы европейского анализа-синтеза и мистическое постижение представляются малопродуктивными для появления нового знания о культуре. Философская компаративистика использует подход, который можно назвать диалоговым. Сравнение, аналогии, параллели, выявляемые в тексте произведений культуры, оживляют, озвучивают текст, смысло-знаковй монолог превращается в культурный диалог.
Систематически организованное изучение восточной культуры начинается с XX века, хотя проблемы культурного союза Запад-Восток рассматривались в трудах мыслителей XIX века, в частности триада «Запад— Россия — Восток» в творчестве русских философов Чаадаева, Данилевского, Соловьева. Компаративистика как сравнительное культуроведение, представленная в работах А. Швейцера, К. Юнга, К. Ясперса, Г. Гессе не только закладывает методологические основы для нового взгляда на историю культуры, но и дает возможность для дальнейших интерпретаций. Индийские философы С. Радхакришнан и Бхагаван Шри (Ошо) Раджниш в своих книгах рассматривают универсальную проблему человека и его души в сопоставлениях античной, новоевропейской, китайской и индийской ментальное™. Вышедшее недавно исследование Д. Роузена «Дао Юнга» не только показывает Карла Юнга в свете даосизма, но и решает важную проблему диахронии — синхронии Запада и Востока, мужского и женского начала. Отмеченные тенденции показывают широкую перспективу использования компаративистского метода для изучения культуры.


БЕЛЯЕВ В. КОМПАРАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.7-8.

Hosted by uCoz