В начало
ЛИХОДЕЙ О. ЦЕНТР И ПЕРИФЕРИЯ: МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В различные исторические периоды в России предпринимаются постоянные попытки найти оптимальную форму существования государства. Были опробованы многообразные формы территориального государственного устройства: моноэтническая регионально — автономная форма государственности, которая существовала с начала XII в. — до I половины XVI века в виде отдельных русских княжеств и городских республик, в последствии объединенных под началом Москвы.
С XVI века российское государство приобрело державный характер с включением в его состав инонациональных регионов и целых государств, имевших различную степень самостоятельности. До XVIII века Россия делилась по природно-историческим принципам на 12 «городов» и «земель», между которыми были 250 уездов с достаточно условными границами. Уезды напрямую управлялись из Москвы, и зависели по разным статьям от разных приказов. Это делало взаимоотношения центра и провинции крайне запутанными.
Первый опыт разделения России на административные единицы был произведен Петром I. В 1708 году были учреждены 8 губерний, которые были разделены на уезды, а в 1727 году была выделена промежуточная единица между губерниями и уездами — провинция. Число и состав губерний изменялся как по причине присоединения к империи новых владений, так и из-за административных соображений. Губернии оставались огромными по размерам, что создавало для власти значительные трудности в осуществлении контроля и управления. По указу Екатерины II была проведена административная реформа, в ходе которой произошло разукрупнение губерний на основании установленных количественных критериев (численность населения, количество мужчин призывного возраста), решен вопрос об организации управления губерниями. Административно-территориальное деление страны создавалось с целью удобства управления территорией и не стремилось отражать этнические границы. Это было сделано для того, чтобы лишить этнические группы возможности правовой институализации, предотвратить сепаратизм и не допустить территориально-национальных конфликтов. Главное направление внутренней политики — достижение однородной национально-территориальной структуры государства на региональном (губернском) уровне при сохранении национально-культурной автономии на уровне местного самоуправления. Державная форма существования государственности существовала вплоть до начала XX века.
«Национально-территориальная» форма государственного устройства, основанная на принципе самоопределения наций, возникла в послеоктябрьский период. Было проведено территориальное размежевание страны на национальной основе, на месте бывшей унитарной страны возникли пять национально-территориальных «этажей» — союзные республики, автономные республики, автономные области, национальные округа, национальные районы.
Экономико-технократическая форма — административно-территориальное деление России, основанное на выделении экономических районов. В процессе экономико-географического районирования происходило расчленение всей территории страны на участки, обладающие определенным набором квалификационных признаков (факторы производства, структура хозяйства, специализация района, экономические связи, состояние рынка, комплексность развития). Периоды доминирования этой формы территориально-государственного устройства в России совпадали с периодами ее наивысшего экономического подъема. В наши дни идея реанимируется в практике региональных ассоциаций экономического взаимодействия, развитии горизонтальных связей, инициируемых снизу самими территориями.
Унитаристская административно-партийная форма территориально-государственного устройства связана с осуществлением административно-территориального деления страны по политическим мотивам. Эта форма территориально-государственного устройства часто не учитывала особенности регионов, рассматривая их лишь с точки зрения удовлетворения потребностей государства. Проводилась форсированная урбанизация, приводящая к истощению сельского населения в регионах Центральной России. Природные ресурсы регионов эксплуатировались выборочно. В результате складывалась зависимость экономики и существования населения от одной или двух отраслей хозяйства. Некоторые регионы превращались в зоны экологического бедствия в результате концентрации экологически опасных отраслей промышленности. В итоге, эта политика вела к складыванию внутрирегиональных диспропорций, а концентрация на федеральном уровне кадров, финансовых ресурсов, фактическая монополизация функций управления, снабжения, сбыта, внешнеторговой деятельности приводила к дефициту кадров, слабости рыночной инфраструктуры на местах.
В работах декабристов П.И. Пестеля и Н. Муравьева, была сформулирована «земельно-государственная» форма государственно-территориального устройства, предполагавшая административно-территориальное деление страны без выделения национально-территориальных образований.
После распада СССР Российская Федерация получила статус суверенного государства и реализует концепцию федеративного устройства государства. Субъектами РФ стали не только республик и (национально-государственные образования), но и края, области (административно-территориальные образования), автономные области и округа (национально-территориальные образования). В настоящее время разработаны сценарии развития взаимоотношений между центром и регионам.

Лиходей О.А. Центр и периферия: модели взаимодействия // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.53-55.

Hosted by uCoz