В начало
СЕМЕНОВА А. «ВЕКОВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ» «РУССКИХ МАЛЬЧИКОВ»: ПОЛЕМИКА О МЕЩАНСТВЕ В РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ НАЧАЛА XX ВЕКА

Жажда кардинального обновления жизни во многом о пределила критическое отношение русской мысли к буржуазной цивилизации, которая являлась для нее во площением мещанского мира, причем не только социологически, но и эстетически, этически, религиозно. Антимещанская тема объединила самых различных философов, публицистов, писателей.
Анализ точек зрения на мещанство показывает, что можно проследить три основных подхода к трактовке понятия:
во-первых, социальный (Плеханов, А.Богданов) и социально - этический (Горький, Луначарский), Эта позиция основывается на том, что мещанство — антисоциально: как класс собственников, индивидуалистов, оно тормозит общественное развитие, не позволяя перейти к следующей, более прогрессивной, фазе общественного устройства — социализму;
во-вторых, религиозный (Мережковский, Бердяев, С. Булгаков). Представители этого направления считали, что мещанство — антирелигиозно, т.к. оно устраивает свою жизнь на земле без Бога, отрицая мир божественный, признает лишь мир земной; самый большой грех мещанства — позитивизм;
в-третьих, этико-психологический (Овсянико-Куликовский, Иванов-Разумник). Этот подход рассматривает мещанство этически, как явление вечное, издавна присущее человечеству. При этом в позиции Иванова-Разумника явно прослеживается романтическая оппозиция: противостояние активной творческой личности безличной массе обывателей. Овсянико-Куликовский пытается эту антиномию снять с помощью эволюционистской теории.''
При различии мнений общее в них то, что мещанство — синоним бездуховности. Источник же духовности — богочеловек нового религиозного сознания или человекобог неортодоксальных марксистов. И неохристианство, и неоязычество, противопоставляемые мещанству, были полны религиозного пафоса. Потому спор о сущности мещанства — феномен исключительно русской духовной жизни. На Западе подобной полемики быть не могло. Как писал Ф.М. Достоевский, только «русские мальчики» стремятся разрешить «вековечные вопросы «о боге и бессмертии, где даже социализм и анархизм «все те же вопросы, только с другого конца». Несомненно, что с точки зрения здравого смысла и практицизма «среднего» человека «нет глупее того, чем <...> занимаются русские мальчики».
Полемика о мещанстве — это один из вариантов решения «вековечных вопросов». Решать их можно только не принимая существующую реальность в ее стабильной обыденности; в ее устоявшихся формах общественной жизни: социальной, этической, эстетической, религиозной. Решение этих вопросов требует наличия определенных высоких идеалов, к которым должно стремиться дальнейшее совершенствование жизни. При этом идеалы не должны были быть оторваны от реального своего воплощения и, вместе с тем, они обязательно должны превосходить возможности не только существующего, но в потенции своей содержать бесконечную перспективу развития.
Следовательно, выступая против мещанства, русские мыслители начала века противопоставляли ему наличие высоких идеалов — идеализм, неуспокоенность души, творческий порыв — романтизм, и, наконец, постоянную жажду общественных перемен — революционизм. Однако для русских философов важен был вопрос о том, как быть идеалистом, при этом не оступаясь в утопизм и фанатизм; как быть практичным, не оступаясь в утилитаризм. Будучи проповедниками крайности, в этой крайности они желали найти «золотую середину», а это приводило подчас к парадоксам, как, например, «адогматический догматизм» Бердяева или «идеалреализм» Луначарского.
Все русские мыслители не принимали «мещанства духа» (Е. Трубецкой). Для одних духовная свобода и всестороннее совершенствование человека были возможны лишь в реализации им религиозных догматов, другие обнаруживали социально-исторические корни мещанства и искали пути для создания таких социальных условий, при которых было бы реально осуществимо гармоничное духовное развитие каждой личности. Т.о., проблема мещанства —это оборотная сторона проблемы человека, его духовного мира. И, думается, что спор о мещанстве—бездуховности—теоретически неразрешим. Это — вопрос самой жизни: вопрос индивидуального человеческого выбора, вопрос приоритета тех или иных ценностей.

СЕМЕНОВА А. «ВЕКОВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ» «РУССКИХ МАЛЬЧИКОВ»: ПОЛЕМИКА О МЕЩАНСТВЕ В РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ НАЧАЛА XX ВЕКА // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.60-61.

Hosted by uCoz