В начало
ГРИГОРЬЕВА И., САЛОНИКОВ Н. НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЛИХУДОВ И ЕЕ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В XVIII в. Новгород являлся выдающимся центром образования в России. Возникшие здесь учебные заведения с их богатейшими книжными собраниями сыграли важную роль в становлении русской культуры эпохи Нового времени. В 1706 г. усилиями одного из образованнейших российских иерархов митрополита Новгородского и Великолуцкого Иова, получившего согласно высочайшему указу от 31 января 1706 г. разрешение на возвращение Лихудов из ссылки и приглашение их в Новгород, при архиерейском доме в Новгороде была открыта школа, ставшая в России единственной из епархиальных, способной по уровню гуманитарной подготовки сравниться с Академиями. Митрополит Иов, пользовавшийся неизменной поддержкой Петра I, располагал для создания такой школы необходимым престижем и материальными возможностями.
В школе с самого начала были созданы два класса — «славянский» и «греческий». Обучением в славянском классе руководил переводчик Федор Герасимов. В греческом классе преподавали сами Лихуды, возглавлявшие школу в течение десяти лет, с 1706 по 1716 г. Они, в сущности, создали в Новгороде предназначенное для обучения как духовных, так и светских лиц учебное заведение типа «академии», следуя в основном учебному плану Славяно-греко-латинской Академии и используя собственные учебники, предназначенные для высшей школы, некоторые из которых были созданы ими в Новгороде специально для Новгородской школы. Основой учебного плана Новгородской школы была филология — обучение языкам классической древности: греческому и, по-видимому, также латыни. Лихуды, несомненно, владевшие вершинами тогдашнего гуманитарного знания, преподавали в Новгороде также пиитику, риторику и части логики. Таким образом, учебный план Новгородской школы почти целиком соответствовал учебному плану Московской Славяно-греко-латинской Академии, преподавание Лихудов в Новгороде по своему характеру не отличалось от их учебной деятельности в Москве. Это позволяет отнести Новгородскую школу Лихудов к учебным заведениям высшего типа.
Свидетельством чрезвычайно высокого уровня даваемой Лихудами в Новгороде филологической подготовки стала первая собственно российская грамматика церковнославянского языка, созданная лучшим новгородским учеником Лихудов Федором Максимовым, известным филологом и педагогом первой половины XVIII в. Изданная тиражом 1200 экземпляров, она сыграла важную роль в становлении русского литературного языка. После возвращения Лихудов в Москву в школе преподавали их московские и новгородские ученики.
Дальнейший расцвет Новгородской школы связан с деятельностью Новгородского архиепископа Феодосия Яновского, игравшего при Петре роль главного духовного лица в империи. При нем при архиерейском доме в Новгороде наряду с греко-славянской школой появилась латинская. Известно, что в 1726 г. в школе училось 284 человека, а всего за двадцатилетний период существования школы в ней получили образование более 550 человек. Масштаб деятельности в области образования, развернувшейся в Новгородской епархии, был беспрецедентным для России. Благодаря усилиям архиепископа Феодосия Яновского в Новгороде и Новгородской епархии было открыто до 15 «партикулярных» школ, обеспечивавших начальное образование. Общая численность учащихся в новгородских школах, включая «партикулярные», к 1726 г. превышала 1000 человек, что во много раз превосходило число учащихся школ, возникших в других епархиях России. После отставки Феодосия Яновского его политический противник Феофан Прокопович, ставший Новгородским архиепископом, разрушил созданную систему образования. Греко-славянская школа под руководством Федора Максимова продолжала, однако, действовать, хотя число ее учеников сильно сократилось. Архивные данные свидетельствуют о том, что при архиерейском доме в Новгороде школы существовали вплоть до открытия 30 октября 1740 г. Новгородской духовной семинарии.

ГРИГОРЬЕВА И., САЛОНИКОВ Н. НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЛИХУДОВ И ЕЕ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.7-8.

Hosted by uCoz