В начало
КАНЫШЕВА О. ДУХОВНЫЙ ТУПИК СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Человек себя видит высшей инстанцией в современном мире, он замыкается на себе и тем самым теряет связь с высшей реальностью, что порождает блуд во всех сферах его жизни. Более того, он оказывается изолированным от мира и «варится в собственном соку». Тупиковое состояние сознания вынуждает заглушать психическую боль различными видами удовольствий и развлечений, которые сейчас транслируются средствами массовой информации. Такой вид деятельности можно обозначить как попытку убежать от самого себя, закрыть глаза, избежать реальной проблемы. В чем она заключается? Современный человек отчужден от самого себя противостоянием окружающей его культуре. Культура оказывается ниже запросов личности. Ей приходится постоянно нисходить до нее, осваивать, чтобы жить. «Жизнь становится все скучнее и скучнее, а люди — все расчетливее и суше» (В. Пелевин Generation «П». М., 1999. С.115).
Существует гражданское мнение, что культура есть нечто сакральное, тайное, а потому и божественное, т.е. то, что достойно почитания и преклонения. Особенно в наше время, когда, скажем, введен предмет культурологии в ВУЗы, и когда надеются, что изучение культуры поможет людям отвечать на сложные современные проблемы существования человека. Совсем недавно с такими же ожиданиями обращались к историческому материализму. Но культура ограничена формой или определенным культом какой-либо ценности, которая исторически отчуждается и навязывается человеку извне. Например, ценность любви. Говоря о ней обычно имеют в виду любовь половую. Это культурное клише сопровождается однозначной и примитивной именно сексуальной окраской в обществе. Та или иная подача сексуальных игр используется в рекламе сопровождает практически всех товаров. Например, что общего между соблазнительно виляющим тазом женщины и куриным кубиком «Магги»? Ориентированность на сексуальное удовольствие при потреблении куриного бульона? Теперь «любовь» приобрела навязчивый характер, и потому стала привычной, повседневной, доступной благодаря средствам массовой информации, которые уравнивают две потребности: любви и еды. «Конец света будет просто телевидением» (В. Пелевин). Примириться с такой культурой несложно, но она усиливает отчуждение человека. Превращение личности в объект, в вещь, в нечто неживое порождает колоссальный стресс психики. И тогда личность пытается найти достойное подтверждение себя в Боге, Космосе, Природе, духе, но не в Другом. Этот другой оказывается «усохшим Я», «нереальной личностью» (В. Пелевин).
Культурное состояние небытия выражается в духовном вакууме, т.к. чувства подменяются клише реклам и деловым стилем жизни. Человек стал врагом самого себя, двигаясь шаг за шагом к самоубийству.
Может сегодня это звучит все и банально и концепция С.Н. Лазарева остается экзотикой, но что-то есть в ней, что заставляет призадуматься. В нашу культуру пытается влиться культура американская. При ее внешней доброжелательности это агрессивная культура, где процветает культ денег, насилия, секса. Русская культура при всей ее внешней агрессивности есть культура милосердия, терпения, прощения. Россия и Америка по С.Н. Лазареву, полярно противоположны. На бессознательном уровне США — максимально агрессивная культура, в то время как Россия на бессознательном уровне — минимально агрессивная (Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Кн. 1. СПб., 1994. С. 135.) Русский менталитет отчуждается от самого себя созданием «нового русского». Кто он по сути своей? Это человек, обреченный на гибель, т.к. идет против всех, беря ото всех все только ради самого себя. Колоссальный эгоизм «новых русских» порождает их ненависть против бедных. Влиятельность человека в наше время определяется кошельком, а не духовностью. Это заставляет задуматься над современной системой образования. Есть ли в нем необходимость? А если есть, то как «образовывать» людей при современном культе богатой жизни? Ведь жизненная энергия, которая возрастает за счет денег, является высшей ценностью, т.к. здесь открывается жизненная перспектива. Но, как это ни странно, деньги и их изобилие порождает еще большее отчуждение от жизни и ее смысла. «Богатый» превращается в аппарат потребления, который включен в непрерывный процесс обмена Т-Д-Т и выпасть из него ему сложно. Это так называемая мышеловка для «новых русских». Для них и любовь обретает ценность товара, где другой пол — это сексуальная машина. «До тех пор, пока русские мужчина в своей массе будут оставаться эгоистическими любителями грубых удовольствий с притупившимся сердечным чувством, а женщины будут страдать недостаточным развитием интеллекта, логики и воли к духовному совершенствованию, не сможет Россия выбраться из тупика, не говоря уже о ее глубинном преображении и выполнении вселенской миссии (Юлиус Эвола. Метафизика пола. М, 1996. С. 18-19).
Говоря в целом, можно сказать, что культура превращается в антикультуру при десакрализации ценностей, где человек есть машина, требующая удовлетворения своих запросов, а вернее зомби, поставленное на службу своему организму. И тогда, как однажды сказал Платон, человек есть птица двуногая, «без перьев», и только.

КанышеваО. А. Духовный тупик современной культуры // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.69-71.

Hosted by uCoz