В начало
КАПИТАНОВА Л. X. ОРТЕГА И-ГАССЕТ: ЧЕЛОВЕК В ЭПОХУ КРИЗИСА

Испанский философ X. Ортега-и-Гассет (1883-1955) в ряде работ (в том числе «Вокруг Галилея», «Восстание масс») исследует «суровый и загадочный кризис нашей эпохи». Он также задается целью объяснить феномен исторического кризиса. Последний рассматривается философом как фундаментальная форма, которую может принимать структура человеческой жизни. По мнению Ортеги, у истоков кризиса стоит «растерянный человек». Под кризисом исследователь понимает переход, состоящий из двух болезненных действий: отрыв индивида от вскормившего его лона и подготовка ума к освоению нового мира. Жизнь человека эпохи кризиса двойственна в самой своей основе: он находится словно на водоразделе старого и нового мира. Как утверждает Ортега, человек каждое мгновение живет в мире убеждений. Но исторический кризис это такая перемена мира, при которой система убеждений предшествующего поколения оказывается неприемлемой, а новой еще не создано: отсюда растерянность и даже отчаяние индивида. Современный человек, по мнению Ортеги, пребывает в состоянии «панической дезориентации», он деморализован и не знает, что с ним происходит. Но в прошлом человек уже переживал подобную ситуацию. Как же он выходил из нее? Для преодоления сложностей повседневного бытия древний человек выстроил систему приемов, которая, по мнению Ортеги, и есть культура. «Культура — это не что иное как истолкование человеком собственной жизни, набор удачных или неудачных решений, которые он принимает в процессе трудностей и нужд». (Ортега-и-Гассет. «Избранные труды». М, 1997. С.303).Но последующие поколения усложняют эту систему, и она начинает лишаться исходной подлинности. Культура вырождается в общее место, в голую фразу. Утрачивая доверие к культуре, индивид объявляет ее законы и нормы устаревшими, и упраздняет их. Как считает Ортега, человек принужден восстать против воспринятой извне «мертвой и неочевидной культуры», очиститься и уйти от нее, чтобы оказаться лицом к лицу с «живым миром» и начать жить. Только в искренних и обнаженных глубинах человеческого и личного «Я» способна зародиться «подлинная культура». Под последней Ортега понимает «живую культуру», то есть такую культуру, которую человек делает личным достоянием и к которой обращается в силу спонтанной внутренней потребности. В эпоху кризиса человек испытывает беспредельную нужду в «подлинной культуре» и только с ее помощью он преодолеет растерянность и отчаяние, в которых он пребывает.

Капитанова Л.С. Х.Ортега-и-Гассет: человек в эпоху крисиза // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.71-72.

Hosted by uCoz