В начало
КАРДИНСКАЯ С. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ В ЯПОНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ XX ВЕКА

Анализ понятия «ценность» с точки зрения структурного подхода позволяет определить эту категорию как проекцию идеи (теории, концепции) на языковую реальность. Эта идея обеспечивает представления языка как формы и содержания. Язык-форма является теоретической моделью. В ее пределах не присутствует ценность, а имеет место лишь логически обоснованный факт. Теория приобретает нормирующее значение при отображение ее на действительность (язык-содержание), при котором последняя расценивается как соответствующая, или не соответствующая системе правил. Формирующаяся в момент различения языкового пространства ценность задает точку зрения на мир фактов.
Исследуя природу социальных ценностей, Д. Судзуки подчеркивает их неспособность быть индивидуально значимыми. Ценность, как индивидуально значимая цель, в соответствии с его концепцией, подразумевает изначальное присутствие идеи, обусловившей ее формирование, в мышлении субъекта. В основании ценности находится «не-ценность», мысль сама по себе, не отстраненная и не опредмеченная, а имманентная индивиду. Такой источник ценностей осмысливается как проявление «божественного». Судзуки рассматривает «божественное» как «Природу Будды», а также как даосское «дао». Поскольку ценности отождествляются с божественной сущностью, составляющей основу индивидуальности, они не могут обозначаться как социальные и общечеловеческие. Полагание ценностей вне индивидуальной духовности оказывается установлением пределов «божественного», представлением «дао» в качестве предмета.
Усвоение ценностей в процессе образования, по мысли Судзуки, становится осознанием их основания. Поскольку последнее является «божественным», образование должно быть направлено на саморазворачивание человеческой духовности. В качестве цели образования рассматривается самопознание, достижение полноты духовной свободы, несвязанности мышления какими-либо предписаниями. Судзуки обозначает такое состояние буддийским термином «татхата» («так-бытие») и понимает его как момент творчества, актуализации интеллектуальных способностей индивида.
Рассмотрение активизации творчества и самостоятельности мышления в качестве центральной образовательной проблемы обусловило необходимость выявления теоретических принципов самопознания.
Формирование концепций, проясняющих механизмы самопознания, было вызвано идеологизацией образования и проблемами, связанными с необходимостью развития творческого мышления. Последнее предполагает свободу мысли, не получающую актуализации в пределах идеологизированной системы образования, направленной на подчинение интеллектуальной активности личности потребностям социума. Деидеологизация образовательной культуры способствует нахождению истоков транслируемых ценностей. В качестве таких истоков японские мыслители рассматривают идеи, выявляющиеся в пределах индивидуального мышления. Следовательно, образование, направленное на формирование ценностей, оказывается пространством самообнаружения индивидуального мышления, актуализации творческих возможностей индивидов.
Прояснение принципов самопознания подразумевало обращение японских мыслителей к западным теоретическим концепциям личности, свободы. Однако их осмысление происходило через типовые формы японской культуры и вызывало необходимость применения буддийской терминологии для обозначения западных понятий. Такое культурное взаимодействие обеспечило придание буддийским категориям статуса теоретических понятий и способствовало модернизации буддизма.

КАРДИНСКАЯ С. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ В ЯПОНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ XX ВЕКА // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.72-73.

Hosted by uCoz