В начало
КУИМОВ В. РЕАЛИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОТ ОПЫТА ПРОШЛОГО К НАСТОЯЩЕМУ

Девяностые годы XX века для России отмечены резкой сменой вех, касающейся ее культурно-исторического развития. По всем показателям видно, что в настоящее время Россия переживает один из переходных периодов в истории своей государственности, и что формирующаяся новая государственность носит двойственный характер. С одной стороны, идет процесс приспособления старых государственных структур к новым условиям. С другой — постепенно внедряются новые институты и механизмы функционирования государства как целостной системы. В результате возникает типичное для такого периода явление как противоречие между содержанием и формой институционализирующейся новой государственности.
Анализируя современное состояние политических процессов в России, и, тем более, пытаясь прогнозировать их дальнейшее развитие, мы постоянно возвращаемся к проблеме политической культуры общества, то есть определенной совокупности принятых в стране норм, правил, принципов и обычаев, которые накладывают жесткие ограничения на поведение каждого гражданина, на решение в том или ином ключе социально-политических проблем общества.
По многим системообразующим параметрам Россия — действительно особая страна. Одна из важнейших характеристик политико-культурного состояния России — ее гетерогенность, множественность субкультур с различными конфликтующими установками, ценностями.
Мы все часто слышим утверждение о существовании специфического «политико-культурного генотипа» у России. (Фонотов А.Г. Россия: от мобилизационного общества к инновационному. М, 1993. С.83.) О наличии такого генотипа свидетельствует своеобразие постоянно прерывающегося исторического пути России. «Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации...», — писал Н.А. Бердяев (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 7.).
Условно историю Российского государства с точки зрения культурно-государственного развития можно определить в несколько этапов: языческий, христианская Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, коммунистическая империя, посткоммунистическая Россия. При этом нужно отметить, что каждый последующий этап просто отрицал предыдущий, ломая устоявшиеся формы государственной и общественной организации, а также отрицая старые нормы и ценности. Однако сколь бы резкими не были изменения общественного характера оставались и те черты, которые в интегрированном виде напоминали о существовании предшествующего политического опыта.
Этатизм, гипертрофия государства, его персонификация, слабое умение русских к самоорганизации — основные черты современной политической культуры России.
Такое переломное для России время, как нынешнее, оказывает значительно глубокое влияние на формирование политической ментальности социума. До сих пор не преодолен раскол в российском обществе, который проходит, на наш взгляд, по самым главным основаниям (если иметь ввиду идею всеобщей справедливости): экономическому и социальному.
Россия в поиске новых духовных ориентиров, скорее всего, одна, а не вместе с Западом.
Но при всем при этом, Россия вновь становится «просто Россия, еще один самостоятельный материк на карте земной жизни человечества» (Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал, 1994. №6. С.32.)


КУИМОВ В. РЕАЛИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОТ ОПЫТА ПРОШЛОГО К НАСТОЯЩЕМУ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.75-77.

Hosted by uCoz