В начало
МАРКОВА О. ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Образовательный процесс (образование) — процесс передачи социально значимой информации, структурированный в пространстве и времени, специально организованный, и сопровождающийся постоянным воспроизведением коммуникаций разного уровня.
Образовательный процесс представляет собой реальность, обладающую собственными параметрами: пространством и временем. Время — граница образовательной реальности, определение ее внешнего и внутреннего порядка (семестр, сессия, учебный год, конечность образовательных циклов, преподавательские контракты, периодичность выборов советов, деканов, ректора). Пространство образования — внутренняя структура образовательной реальности, порядок формирующий иерархию информационных потоков, систему коммуникативных пространств и педагогических отношений. Внутри культурного пространства образования можно выделить информационное пространство, коммуникативное пространство и дисциплинарное пространство.
Информационное пространство — система информационных потоков, объединяющих основных субъектов образовательного процесса. Передаваемая информация может быть представлена как совокупность знаний, ценностей и регулятивов. При анализе информационного пространства можно выделить содержание социально значимой информации, определить степень нашего субъективного усилия по передаче определенной информации, степень контроля за качеством полученной информации, и, наконец, содержание информации, поступающей к потребителю вне нашего желания и контроля. Можно считать, что существует : 1) Целенаправленно передаваемое знание и 2) Нецеленаправленно передаваемое, неосознанно передаваемое знание.
Целенаправленно передаваемое знание 1 — информационный поток, содержательно определенный и направленный. Объективированное знание (наука доказала) — реализуется как набор утверждений, истин, правил и законов. Обратная связь — система контрольных проверок, принятых в образовательном цикле и удостоверяющих нас в качестве и количестве принятой информации.
Целенаправленно передаваемое знание 2 — опосредованное как набор ценностей и ориентации. Эта социально значимая информация преподавателем — воспитателем или идеологом — передается сознательно, направленно, а преподавателем — предметником неосознанно и бессистемно. Обратная связь с получателем информации может быть установлена в форме вопросов и отношений с преподавателем, может отсутствовать полностью.
Нецеленаправленно передаваемое знание 1 — информационный поток неопределенного и ненаправленного содержания, независящий от субъекта. Например, набор образцов или моделей поведения, демонстрирующих отношение к предмету, отношение к студентам, отношение к коллегам, отношение к институту. При этом, степень осознанности содержания передаваемой информации не совпадает и не определяет содержания полученной информации. Обратная связь в этом случае осуществляется косвенным путем и не может быть признана критерием искажения или неискажения отправляемого и получаемого сообщения.
Нецеленаправленно передаваемое знание 2 — набор отношений, фиксируемых с помощью знаков и символов отношений; в том числе знание чтения этих знаков и символов. Например влияние полового и возрастного самосознания и самочувствия на формирование образа преподавателя или образа студента. Проявление личностных психологических комплексов в типичных конфликтах внутри образовательного процесса.
Исследовательская задача 1: Определить содержательную структуру информационного пространства образования и нормативный канон образованного человека в современном обществе в отличие от того, что называлось «классическое образование».
Исследовательская задача 2: Выделить идеологическую направленность или сформировать иерархию ценностей в образовательном процессе, вернуться к осмыслению роли учителя в образовании.

МАРКОВА О. ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.77-78.

Hosted by uCoz