В начало
ЗАВЕРШИНСКИЙ К. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА ДИСКУРСА ПАТРИОТИЗМА

Принято полагать, что присутствие в общественном сознании дискурса патриотизма является свидетельством существования достаточно развитой политической культуры. Вербализация политических установок и оформление правил и процедур использования тех или иных понятий и связанных с ними символов, несомненно, является условием устойчивой социокультурной коммуникации. Логическая последовательность в использовании слов, символов, наличие образцов поведения дает возможность обобщенного понимания, обеспечивает консенсус в ходе публичных дискуссий. В этом смысле дискурс патриотизма — живое свидетельство легитимности власти, устойчивости властных отношений. Нынешний интерес в общественном сознании России к патриотической риторике, казалось бы, свидетельствует о постепенном выходе политического общества из состояния аномии и формировании коммуникативных структур.
Однако не все столь очевидно. О патриотизме говорят приверженцы коммунистической идеологии, хотя в своих основаниях эта доктрина занимала достаточно критическую позицию по вопросу «отечества пролетариата». После краха либерального проекта реформирования России заговорили о патриотизме и поборники свобод личности, что также нехарактерно для базовых принципов этой идеологии, тяготеющих к космополитизму. Традиционно активны по данному вопросу консерваторы, для которых тема любви к отечеству естественна. Отыскать в этом многоголосии устойчивое коммуникативное начало довольно трудно. Обращение к политической и культурной традиции России также не проясняет сути дела. Дискурсы «православия, народности, самодержавия» и «советского патриотизма» не приобрели универсального характера, а философское наследие полярно оценивает феномен патриотизма: от признания его в качестве культурной ценности, до характеристики патриотической установки как родового атавизма. Вполне очевидно только то, что термин патриотизм, означающий буквально в переводе с греческого любовь к отечеству, родине и стоящий за ним феномен, является неотъемлемым компонентом человеческого существования по крайней мере со времен античной культуры и имеет сложное содержание. Поэтому есть смысл определиться в социокультурной динамике содержания и смысловых контекстах патриотизма, достаточно устойчиво воспроизводящихся в общественном сознании России.
Даже при первом приближении патриотическое чувство уходит корнями в бессознательную приверженность к отцовскому, властному началу, что казалось бы, вполне объясняет характерные для России акценты на государственно-властную приверженность в трактовках патриотических отношений. Дискурсивные практики патриотизма в России отчетливо демонстрируют приверженность державности, государственности, «беззаветного служения Родине». Однако, даже в исходных смысловых контекстах «патриотизм» — термин андрогин, содержащий символику мужского и женского начала, что и проявляется позднее в отчетливом контексте отношений любви. Характерно, что в античной и христианской традиции патриотическое отношение предполагает совместимость отношений «заботы о других» (политических) с заботой о духовном возвышении себя и другого. Осознанное гражданство — важнейшее условие истинного дискурса патриотизма. Раб не может быть патриотом. На этой стороне акцентирует, в частности, и русский философ И.Ильин, обосновывая возможности истинного дискурса патриотизма в России. Характерно, что подобного рода дискурсивные установки становились реальностью для России в условиях ослабления деспотических и тоталитарных структур, когда население в силу трагических обстоятельств вынуждено было нести личную ответственность за все происходящее в стране, в том числе и просчеты авторитарных режимов. Отсутствие, невыраженность отношений любви к человеку в практике политических отношений России, по-видимому, и обуславливает довольно быструю трансформацию патриотического движения в казенный патриотизм и этнонационализм. Вне медиаторов в лице правовых законов, обеспечивающих минимальное присутствие нравственного содержания в политических отношениях, «любовь к родному пепелищу» неизбежно превращается в чувство рабской привязанности к государству или разрушительный анархизм.

Завершинский К.Ф. Социокультурная динамика дикурса патриотизма // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С. 10-12.

Hosted by uCoz