В начало
ТРУХАЧЕВА З., НОВОЖИЛОВА И.ИЗ ИСТОРИИ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА

Вызывающие в наши дни повышенный общественный интерес проблемы демократизации искусства были в центре внимания отечественной интеллигенции еще в пореформенной России прошлого столетия, на рубеже Х1Х-ХХ веков, ознаменовавшемся возросшей социальной значимостью искусства. Вопросы приобщения широких слоев населения к художественному творчеству, вовлечения их в культурные процессы и др. активно обсуждались в прессе, на съездах деятелей российской культуры. Так, на первом Всероссийском съезде сценических деятелей (1897 г.) шла речь о необходимости создания в стране общественных театров с высокохудожественным репертуаром.
Ратовавшая за просвещение народа средствами искусства русская интеллигенция продолжила свои усилия в этом направлении и в новых условиях, на историческом переломе. Благодаря ей, уже в первые послереволюционные годы оказались востребованными непреходящие ценности искусства. Лидирующим видом искусства в то время стал театр. Он переживал тогда настоящий бум. Петроград, с его четырьмя десятками профессиональных театров и немыслимым количеством самодеятельных студий, был крупнейшим театральным центром России. Оживление театрального искусства происходило на фоне самых благоприятных условий для художественного творчества. Феномен по сию пору неразгаданный. Тем не менее, очевидно, что в силу своей демократичности и доступности, театр стал самым популярным видом искусства.
Петроградские театры регулярно устраивали бесплатные спектакли целевого назначения для рабочих, школьников, красноармейцев и т.д., сказывалась ситуация военного коммунизма. Традиция таких представлений восходит к состоявшимся в феврале 1918г. спектаклям в бывших императорских театрах, когда в Александрийском театре был показан «Ревизор», а в Мариинском слушали «Руслана и Людмилу» с участием Ф. Шаляпина. В годы гражданской войны эти театры посетило более двух миллионов человек. (ЦГАЛИ СПб, ф. 6047, оп. 3, д. 6, л. 8 об.) Условия существования вызвали специфические формы работы — выездные спектакли и концерты в клубах, народных домах и т.д. во всех районах города, чаще всего отдаленных, окраинных откуда при отсутствии транспорта в центр, в театр, добраться было практически невозможно. Газеты сообщали об исполнении мариинской труппой «Севильского цирюльника» на сцене клуба вагоностроительного завода, об еженедельных оперных спектаклях в матросском клубе Кронштадта и т.д. В октябре 1918 г. группа актеров государственных театров выехала на Восточный фронт, а в пришедшей с фронта на имя наркома А.В. Луначарского телеграмме содержалась просьба продлить командировку актерам. (ЦГА СПб., ф. 2551, оп. 1, д. 2372, л.л. 21,23) Документы говорят, что опасные и трудные поездки на фронт стали регулярными. В пригородах Петрограда, в провинции, на фронте активно работали муниципальные театры, среди которых были созданные в эти годы новые, образцовые — БДТ, Комическая опера и др. например, только за 5 месяцев 1920 г. районных клубах, госпиталях, домах отдыха и т.д. силами 7 муниципальных театров был дан 771 спектакль и концерт (ЦГАЛИ СПб., ф. 6047, оп. 3, д. 6, л. 34 об.) Приведенные факты свидетельствуют о демократизации театрального искусства в послереволюционной России, что признавали даже противники существовавшего в России порядка вещей. Один из них, П. Дюкс (шпион и организатор контрреволюционной борьбы в России), писал в Лондонской «Тайме» (1919 г.), о том, что «надо отдать должное» происходящим в культуре страны процессам, «великое благо создано тем, что бедное население может также пользоваться театрами, концертами, операми». (Цитирую по статье В. Быстрянского «Рабочая диктатура и культура». «Петроградская правда», 14 декабря 1919 г.)

ТРУХАЧЕВА З., НОВОЖИЛОВА И.ИЗ ИСТОРИИ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА (Петроград 1917-20 г.г.) // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.87-88.

Hosted by uCoz