В начало
УШАНОВА И. ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ПРОШЛОГО В СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ

Культура, как относительно самостоятельная динамичная система, изменяется в соответствии с внутренними закономерностями или под воздействием внешних факторов. Культурные изменения неизбежно влекут за собой изменения на ценностном уровне. Новые ценности занимают лидирующие позиции в сознании людей. Но так ли безвозвратно исчезают ценности, которые были актуальны в предыдущей культурной ситуации?
Объединенная Германия представляет собой пример ценностного обновления, вызванного все еще происходящим в стране процессом аккультурации. Считалось, что именно немецкая культура явилась базисом для воссоединения двух государств. Но после 1990 года эйфория от нового единства быстро исчезла, и немцы были вынуждены признать наличие диаметрально противоположных черт в культуре ГДР и культуре ФРГ. И это закономерно, так как в годы существования двух государств немецкая культура находилась под постоянным социально-политическим прессингом. Несмотря на относительную самостоятельность культуры как системы, она чутко откликается на потребности и противоречия общественного развития. Культура зачастую не совпадает с политикой в территориальном отношении. Но она поддерживается через знания, нормы и ценности, которые обычно привязаны к господствующей политической системе или к господствующему способу производства. Государство обеспечивает доминирование тех норм, которые укрепляют его основание, и вытесняет все, что создает для него потенциальную угрозу. Тем самым, государство активно участвует в культурной политике, стимулируя развитие культуры или препятствуя ему. Таким образом, изменения в политической системе и социальных отношениях в ГДР и ФРГ повлекли за собой появление культурных различий, и как следствие, формирование новых ценностей.
В ГДР превалировали ценности государственной жизни, а точнее, идеологии данного государства. Принимая и укрепляя ценности социалистического строя, культура в ГДР была призвана воспитывать граждан согласно установкам партии. В то же время, определенные изменения на ценностном уровне происходили и в Западной Германии. Как подчеркивают западногерманские социологи, акценты в культурной жизни общества были перенесены с «формирования у населения высокохудожественных вкусов, уважения к национальным ценностям на поощрение потребительских запросов в сфере досуга и развлечений» (ФРГ глазами западногерманских социологов. М., 1989. С. 86). В основе этого — вестернизация культуры, подчинение ее рыночным ценностям. Ценности частного быта стали выше ценностей политических. При этом наблюдалось очень слабое национальное самосознание, особенно в 60-70-е годы, что было связано с желанием многих молодых немцев «убежать» от национальной идентичности.
Таким образом, в результате объединения Германии столкнулись две культуры, причем у восточных немцев произошло своеобразное крушение ценностей. Западные немцы оказались в более выгодных условиях: им не пришлось мыслить себя в новых ценностных взаимосвязях. В бывшем ГДР, как следствие, акценты сместились с ценностей государственной жизни на иные — в большинстве своем на личностные. Конфликтные ситуации, вызванные непониманием, а иногда и культурным шоком, привели к неприятию ценностей западногерманской культуры. А образовавшийся вакуум был заполнен сформировавшимися еще до 1989 года идеями:
- «само-тематизации» (Was bleibt — was wird / Hrsg. von Hermann Glasser.— Bonn: Inter Nationes, cop. 1994. C.52.) восточных немцев как общества с трагической судьбой;
- самопожертвования;
- благородной бедности (названной западными немцами «высокомерием скромности»).

Ушанова И.А. Ценности культуры прошлого в современной Германии // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.90-92.

Hosted by uCoz