В начало
ФРОЛОВ А. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕГО ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Природа и общество представляют собой систему, в которой переплетены человеческая деятельность в природе и общественная жизнь. Глобальная деятельность современного человечества приводит к тому, что привычные схемы типа «природа-человек» или «природа-общество» усложняются до состояния «природа-человек-общество-человечество». Изучение этой многоуровневой системы ведет к выяснению результатов человеческой деятельности, раскрытию тождества природы и человечества, а также изучению антагонистических и синергетических процессов в природе.
Современное человечество относится к природе с жестоким безразличием. Природные богатства поглощаются невиданными темпами. Огромных масштабов достигает загрязнение воды и воздуха, сведение плодородных почв и лесов. Противоречия между человечеством и природой продолжают углубляться, а о гармонии можно только мечтать. Эту ситуацию принято называть экологическим кризисом. Проблему взаимодействия общества и природы называют экологической проблемой. Тогда уровень культуры взаимоотношений человека (общества, человечества) с природой можно назвать уровнем экологической культуры. Ценности же, которые, оформляясь в процессе этих взаимоотношений, начинают их определять, можно обозначить как экологические.
Термин «экология» ввел в 1886 г. Э. Геккель для обозначения науки о быте животных, об отношении их к среде обитания. Первоначально экология была составной частью биологии, изучающей взаимоотношения организмов между собой.
В 1921 г. американскими социологами был введен термин «социальная экология» для обозначения науки, изучающей поведение людей в городской среде обитания. В дальнейшем понятие «экология» все расширялось и охватывало пласты проблем, связанных с анализом состояния и охраной окружающей среды. В зависимости от акцента, который при рассмотрении проблем делается на роли человека, общества или человечества, экология превращается в экологию человека, социальную экологию или экологию глобальную. Но экология всегда анализирует дисгармонию между человеком и средой его обитания, выражающуюся в глобальном загрязнении природных водоемов, Мирового океана и атмосферы, изменении теплового баланса планеты, истощении природных богатств, исчезновении видов животных и растений, росте народонаселения планеты и голоде, сопровождающем этот рост, распространении антропогенных заболеваний. Эта дисгармония проявляет себя в усугубляющихся противоречиях между системами урбанистических и сельских ценностей, в глобальном отчуждении человека от среды естественного обитания, породившей его когда-то как вид.
Неблагоприятная экологическая обстановка во многих регионах мира, постоянные проявления экологического кризиса рождают естественное желание у части общества дать оценку ситуации и предпринять какие-либо ответные меры. Многие исследователи и общественные организации видят все зло в приходе «машинной цивилизации». Ведь именно создание искусственной среды обитания в процессе бурного роста промышленности, по их мнению, и привело к уничтожению гармонии между человечеством и природой. Восстановить связь человека со средой обитания можно через возрождение мелкого хозяйства и уничтожение технической цивилизации. Эти утопии распространяются периодически и можно предположить, что число их авторов будет возрастать по мере усугубления экологического кризиса.
Тем не менее надо отметить, что «золотого века» во взаимоотношениях человечества с природой не существовало никогда. С момента возникновения культуры установилось противостояние «природа-культура» и через эту борьбу с окружающим миром человечество развивалось, крепло и отвоевывало свои права на богатую разнообразием культурную жизнь и свободу от жестоких законов природы, которые оставляют живым существам только одну судьбу: жизнь в жестоких условиях естественного отбора. Борьба человека с природой долгая и жестокая, продолжается она по извечным правилам: кто кого. Однако XX век ознаменовался такими грандиозными победами человеческого интеллекта над законами и тайнами природы, что человечество еще не осознало по существу сути произошедшего. Только накануне нового тысячелетия человечество начинает ощущать давление «тисков» современной цивилизации машинного типа.
Проблема следующего тысячелетия для человечества будет заключаться не в выборе между дальнейшим ростом или прекращением развития вследствие достижения физических пределов оного, а в разрешении проблемы качества дальнейшего развития, характера последующего роста. «Тиски» технической цивилизации можно разжать, взяв на вооружение новую систему ценностей глобальной экологической этики. Современный этап формирования экологической культуры характеризуется началом процесса осознания человечеством насущной потребности обретения качественно новой системы экологических ценностей, которая позволит человеку преодолеть ставшее невыносимым отчуждение от природы.
Каждая культурная эпоха отмечена своими собственными противоречиями между человечеством и природой, своими способами разрешения этих противоречий в процессе целеполагающей деятельности. Это — экологическая составляющая культуры. Современная глобальная деятельность человечества требует формирования экологической культуры как феномена, пронизывающего все сферы современного человеческого бытия. Экологическая культура — это экологическое мышление плюс экологическое поведение человечества, базирующееся на системе глобальных экологических ценностей.

ФРОЛОВ А. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕГО ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.7-8.

Hosted by uCoz