В начало
ШЕРЕМЕТЬЕВА С. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПРОДУКТ

В рамках института образования в настоящее время наблюдается смещение акцентов с пассивного взаимодействия в сторону активной креации как в процессе социального мифотворчества, так и при создании предпосылок для развития социального организма в целом. В центре образовательной парадигмы находится человек творящий, способный на выработку нестандартных решений в нестандартных ситуациях. Для решения задач, стоящих перед современным образованием, активно используются образовательные технологии.
Образовательная технология как совокупность целей, методов и содержания образования, организации самого педагогического процесса включает в себя латентный и манифестируемый уровни. С одной стороны, образовательная технология — это явление, возникшее и созданное для удовлетворения внестратовых образовательных потребностей, а с другой — отлаженный механизм по выкристаллизовыванию элиты и формированию стереотипов общественного сознания.
В западных образовательных моделях в последние десятилетия на первый план выходит формирование профессионально ориентированных ценностей, что позволяет специалистам говорить о «поколении, направленном на рост карьеры», что непосредственно связано с социальной инженерией в сфере образования. Национальные традиции отходят на второй план, большое внимание уделяется внедрению инновационных разработок. Научно — производственная элита формируется по средневековому цеховому образцу, «штучно». Массовое сознание подвергается преобразованию под влиянием насущных потребностей с использованием быстродействующих механизмов (в основном, под влиянием СМИ). На первый взгляд, подобный подход ведет к более интенсивному развитию научно-производственных и социальных отношений, но духовная жизнь, лишенная культурно — традиционного наполнения, на самом деле препятствует этому развитию и способствует моральной деградации личности, возникновению у индивидуума растерянности перед окружающим его социумом, непониманию и неприятию своей роли в социально- общественной жизни.
В восточной образовательной парадигме наблюдается качественно иная картина. Традиционный примат коллективного над индивидуальным приводит к снижению креативного начала в личности. Но единство в формировании морально — нравственной и ценностной сферы, основанное на переосмыслении культурного наследства, способствует повышению гибкости общества как социального организма во всех проявлениях его жизнедеятельности. Несмотря на то, что в данной модели в период конца 50-х-начала 60-х годов внимание специалистов также привлекли образовательные технологии, направленные на развитие научно-производственных отношений в рамках социума, специалисты предприняли попытку к синтезу инновационного и традиционного подходов в обучении. Так как в восточной мировоззренческой парадигме большую роль играет понятие гармонии, тесно связанной с экологичностью жизнедеятельности субъекта в рамках социума, то в основу развития образовательной модели в рамках социально-инженерного подхода был положен принцип равноправного сосуществования индивидуумов в социуме с учетом традиционного морально- нравственного кодекса. Гармония (порядок, равновесие) получила в истории культуры Японии название «ва». Лебедева И. П. указывает, что «акцент на ва-гармонии и стремление к выработке консенсуса в обществе, состоящем из изолированных конкурирующих групп, предполагает наличие посредника, который, с одной стороны, занимал бы нейтральное положение по отношению ко всем участвующим сторонам, а с другой — обладал бы необходимым для такой тонкой работы авторитетом. И совершенно естественно, что в японском обществе эту роль берет на себя государство с его опытом и необходимой организационной инфраструктурой». (Лебедева И. П. В сб.: Размышление о японской истории. М.,РАН. 1996, с.71). Но экологичность в целом является не оторванным социальным компонентом, а частью вселенского миропорядка (Навлицкая Г.Б.) Поэтому данный миропорядок выступает для индивидуума не привнесенной реалией, а сводом внутренних морально-нравственных норм В связи с этим бинарность целей и задач не вступает во внутреннее противоречие между собой и внутренним миром индивидуума, но выступает единой силой для преодоления возникающих перед личностью, образованием и обществом препятствий в развитии.
Примером этому может служить система «морального воспитания» - вневременной феномен японской педагогики. Имея глубоко традиционное национальное начало, система «морального воспитания» служит для формирования качественно новых, «западных» по своей природе, ценностных ориентации личности, направленных не только на успешный характер процесса адаптации индивидуума в социуме, но и на достижение, посредством личного вклада каждого японца, высокого уровня общественно- экономических отношений.
Опираясь на такие механизмы как задекларированность «ва- начала». несформулированность перед пациентом целей воздействия, работа с неосознанными мотивами сознания индивидуума, недопущение или разрушение формирования идеологически чуждых стереотипов индивидуального, в целом — общественного сознания, образовательная технология в восточной образовательной парадигме способствует созданию социального организма особого типа.
Таким образом, образовательные технологии в западном и восточном типе образовательных парадигм являются основным инструментом для формирования ценностной сферы личности и разность подходов в достижении данной цели показывает перспективность научных исследований в области педагогики и социальной философии.

ШЕРЕМЕТЬЕВА С. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПРОДУКТ СОЦИАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИИ: ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.7-8.

Hosted by uCoz