В начало
ЧЕРНИКОВА Р. РУССКАЯ КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННЫЙ МИР

Проблема будущего российской культуры вновь встает на переломе двух тысячелетий, особенно в нашей стране, где «тектонические» сдвиги конца 80-х— начала 90-х годов выбили из-под ног большинство россиян материальную и духовную основу.
Впрочем, Россия, как ни одна страна в мире, всегда была окружена противоречивыми мифами о ее истории и культуре.
Н. Бердяев постоянно отмечал поляризованность русского характера, в котором странным образом совмещаются совершенно противоположные черты: доброта с жестокостью, душевная тонкость с грубостью, крайнее свободолюбие с деспотизмом, альтруизм с эгоизмом, самоуничижение с национальной гордыней и шовинизмом. Другая причина в том, что в русской истории играли огромную роль различные «теории», идеологии, тенденциозное освещение настоящего и прошлого. Привычная дорога, которую прокладывали люди разных поколений, была демонтирована «прорабами перестройки», лихо прочерченный ими крутой поворот страны «на столбовую дорогу цивилизации» завел крупнейшую державу мира в трясину экономического распада политических потрясений, социальной и духовной деградации. В общественном сознании смешались и глубокая депрессия вышибленных на обочину жизни, и бессильная ярость обкраденных представителей старшего поколения, и историческая ностальгия по прошлому людей, утративших уверенность в будущем. Такое общественное самочувствие порождает в массовом сознании антифутуральный шок — нежелание и неспособность трезво оценить происходящее и адекватно отреагировать на неизбежное будущее.
На пороге нового столетия Россия оказалась перед историческим выбором: идти своим путем, ориентируясь на свою историю и самобытность, или тащиться по той колее, которая была давно проложена западными странами. России, с ее тысячелетней историей, следует учитывать, что ни западная, ни китайская модель в чистом виде не привьется. У нее свой менталитет, своя судьба.
Очевидно, что без проблемы менталитета невозможны и поиски новой государственной идеологии, которой сейчас в России занимаются все, кому не лень. Кстати сказать, статья 13 Конституции Российской Федерации запрещает создание государственной идеологии. Она гласит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Впрочем, это не запрещает обсуждать формулу русской идеологии или русской идеи. Однако при этом следует не забывать слова Н.Бердяева: «Разложение старых идей в полуравнодушной массе — ядовито» (Бердяев Н. Судьба России. М, 1990. С. 83).
Как бы то ни было, Россия сейчас как никогда, нуждается если не в идеологии, то в четкой и ясной концепции социально-политического, экономического и духовно-нравственного развития, а здесь без менталитета не обойтись. Ясно и другое. Россия в XXI веке не будет жить в изоляции от мирового сообщества. Следовательно, ее государственная идеология будет учитывать те Ценности, на которые намерено ориентироваться мировое сообщество. Это прежде всего гуманизм, свобода, социальная справедливость и др.
На рубеже веков на первый план должна выдвинуться проблема гуманизма. Она приобретает новые черты и становится базовой проблемой стратегического развития. Гуманизм, понимаемый как антропологизм в его органическом единстве с «очеловеченной» реальностью — суть новой парадигмы развития общества, центром которой становится человек как высшая ценность и главное условие дальнейшего общественного развития.
По этому пути уже не одно столетие совершается развитие Запада. Не осталась в стороне и Россия, где «западный образец» все более начинает утверждаться в жизни.
Однако вместе с «европеизацией» мы получили весь сгусток проблем, который сковывает наше общественное бытие, наше национальное самосознание. Особенное опасение вызывает американская экспансия, наиболее массированно представленная в кино-продукции и рок-культуре.
Специфика этого процесса — сложное и противоречивое общественное явление. Немаловажную роль в этом процессе культурного взаимодействия сыграло соперничество двух сверхдержав, длившееся до начала 90-х годов. В этом противостоянии сформировались два полюса с противоположными ценностными системами.
Распад биполярного мира привел к некоторой девальвации американских ценностей, служивших на протяжении нескольких десятилетий главной альтернативой культурным ценностям социалистического мира.
Что же касается России, то, видимо, время критичного взгляда на американские ценности и понимания их дуализма для основной массы граждан еще не пришло. Поэтому в период формирования рыночных структур и вовлечения в сферу социальных отношений новых категорий в повседневной жизни утверждаются такие черты американского стиля жизни, как индивидуализм, меркантильность и т.п.
В последние годы все чаще, опасаясь утраты русской самобытности, в России обращаются к опыту других стран, сумевших сохранить исконную культуру в противостоянии воздействию западной культуры и усвоившей ее наиболее рациональные элементы.
Разумеется, обращение к мировому опыту всегда полезно, но не следует забывать при этом о специфике этно- и культурогенеза, географического положения, всего хода социального развития, т.е. всего того, что формирует культурно-национальную самобытность. Хотелось бы и в России видеть процесс взаимодействия с другими культурами, не опасаясь разрушения национальных основ.
Проблема американизации русской культуры — это по сути проблема «русского пути», который катастрофичен и извилист. Перед лицом опасностей происходит как бы инвентаризация содержания и истоков культуры, а новое и чуждое утверждается лишь тогда, когда она оказывается органичным продолжением и углублением собственной культуры. Сравнение собственных условий жизни и идеалов с чужими создает новые импульсы и новое понимание, и результат этого прежде всего вновь практический—самокритика и самообновление, одновременно обволакиваемые любопытством, удовольствием от сравнения и возвышения свой позиции.
Россия по своему расположению (Европа, Азия), размерам территории, количеству населения, интеллектуальному, культурному, научному, историческому потенциалу, природным богатствам, особенностям менталитета может не только слушать музыку в общем хоре мирового сообщества, но и заказывать ему свою. Но это может произойти только в том случае, если Россия используя положительный опыт Запада, не игнорируя и не противопоставляя себя последнему, сама предложит человечеству систему новых идей, знаний, концепций. Спасение России, ее возрождение и развитие — не в революциях, классовой борьбе, а в успехах цивилизации, культуры, гуманизма, т.к. едва ли не всякая экономическая и политическая проблема, над которой ломает голову общество, является прежде всего проблемой культуры.

Черникова Р.Н. Русская культура и современный мир // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.96-99.

Hosted by uCoz