В начало
ЮСУПОВ Р. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ДИАЛОГА МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ

Гегель, подчеркивая специфику философской традиции, отмечал: в том, что лежит в области истории мысли, прошлое представляет собою лишь одну сторону... Ход истории показывает нам не становление чуждых нам вещей, а наше становление, становление нашей науки. Таким образом, история философии сама становится в главном наукой философии. Впрочем, традиция, полагает немецкий философ, не есть лишь сохранение и передача полученного от предшественников. Это наследование есть одновременно и получение наследства, и вступление во владение этим наследством. Полученное таким образом изменяется, и обработанный материал именно потому, что оно подвергается обработке, обогащается и вместе с тем сохраняется. Бахтин представляет это в ином ракурсе. Истоки идеи, по его мнению, с точки зрения настоящего всякий раз отодвигается, расширяя тем самым ее горизонты. В процессе прохождения через века идея вступает в диалогические отношения с другими идеями и через это обретает смысл-для-себя. Такое обретение нового смысла той или иной идеи через «другого» Бахтин объясняет, в частности, и тем, что ее автор всегда остается в плену своей эпохи, сложившихся норм ее культуры. Часто выраженная им идея сокрыта, в том числе и от него. И в процессе исторического бытия этой идеи происходит не только выявление ее смысла, но и порождение новых смыслов в результате столкновения с новым контекстом.
В свете вышесказанного интересно обратиться к русской философии, где с Россией связывалось творческое осуществление синтеза восточных и западных культур. Полагают, что сам термин «Россия», при этом, не имел исключительно географического, политического или социологического значения, а скорее являлся шифром для обозначения фундаментального философского вопроса об универсальности мышления и культуры и указывал на невозможность общеобязательной, рациональной истины по ту сторону любых различий в жизненной и культурной практике. Такой взгляд позволял противопоставлять русскую философию западной, особенно классической. С определенной точки зрения эти формулы правильны, так как позволяют охватить значительную долю содержания исторической действительности, но всего ее современного содержания они не исчерпывают. Сегодня мы в состоянии представить указанный антагонизм как диалектический момент «разворачивающегося диалога» между Россией и Западом, где «прерыв постепенности» приводит к качественному изменению, связанному с превращением события в соизменение, тем самым диалог оказывается не только взаимодействием устоявшихся, завершенных культурных форм, но становится открытым, подвижным, развернутым в будущее, а это позволяет уже не только противополагать, но и естественным образом выводить общее из исторически конкретного временного и пространственного взаимодействия культур. Более того, сегодня различные схемы взаимодействия культур, выработанные в рамках русской и западной философских традиций можно представить в качестве моделей для формирующегося поля социальных взаимодействий и образованного в нем социального пространства. Подобные прорастания этих философско-методологических и мировоззренческих схем в нашей действительности позволяет нам включать их в состав современной философской науки.

ЮСУПОВ Р. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ДИАЛОГА МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.99.

Hosted by uCoz