В начало
КОКИН А. КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ЗАКОН ЭВОЛЮЦИОННЫХ КОРРЕЛЯЦИЙ

Динамика социокультурной эволюции задается двумя ключевыми процессами адаптации: стихийным технологическим приспособлением социума к спонтанным демографическим флуктуациям и социально-интегративным приспособлением общества к собственным возрастающим возможностям. Одну из ранних формулировок взаимосвязи данных начал можно найти уже в «Протагоре», где Платон обсуждает судьбу прометеевых даров людям: техническое искусство человека необходимо нуждается в дополнении его совестью и правдой. Архетип причинно-следственной связи означенных элементов, широко представленный не только различными философскими рационализациями, но и всевозможными культурными текстами, утверждает, что технический прогресс ведет к моральной деградации человека. Наше время, преодолев архетип морального осуждения техники, осознало, что на самом деле речь должна идти не о компенсации цивилизации культурой, а о тонкой сбалансированности двух отмеченных начал. Об этом-то и говорит закон, эволюционных корреляций (техно-гуманного баланса).
Согласно синергетическим представлениям, стабилизация неравновесного состояния любой системы (например, цивилизации) возможна только за счет увеличения хаоса на более низких иерархических уровнях бытия, роста энтропии в других системах (по отношению к цивилизации этой системой выступает природа). Следовательно, экологические и антропогенные кризисы в социокультурной эволюции связаны не столько с разрушением прежних нравственных ценностей и даже не с ницшеанской их переоценкой, сколько имманентны процессу стихийной демографо-технологической эволюциии общества.
Современное социогуманитарное знание отказалось от сценария культурно-цивилизационной эволюции социума «развитие техники -- моральная деградация -> кризис -> упадок цивилизации» в пользу сценария «развитие техники —> кризис —> моральная неадекватность —> упадок цивилизации». В чем состоит различие этих интерпретаций? В первом случае главным средством сохранения социума была борьба за чистоту нравственных устоев. Если моральная традиция крепка, то социокультурный кризис невозможен, а техника способна решить все остальные проблемы (хотя фактически ей отводится весьма ограниченная роль). Во втором же случае поддержание техно-гуманитарного баланса требует постоянного усовершенствования институтов социокультурной интеграции. Если технический прогресс цивилизации не сопровождается этим процессом, то никакая технология адаптации общества к окружающей среде не поможет ему преодолеть барьер очередного экологического кризиса.
Действие закона эволюционных корреляций целесообразно рассматривать в трех различных темпоральных масштабах.
В макрохронологическом масштабе, равновеликом времени существования человеческой цивилизации (сотни тысяч лет) этот закон описывает эволюцию форм адаптации социума к среде и собственным возрастающим возможностям, примером чего могут служить, скажем, эволюционные универсалии Т. Парсонса.
При смене темпорального масштаба на мезохронологический, эквивалентный периоду существования культурно-исторического типа (сотни лет), закон техно-гуманитарного баланса позволяет объяснить с общих теоретических позиций динамику зарождения, развития и деградации локальных цивилизаций.
Конкретной формой проявления закона эволюционных корреляций в микрохронологическом масштабе применительно к непродолжительным циклам развития цивилизации индустриального и постиндустриального типов (десятки лет) можно считать «длинные волны» Н.Д.Кондратьева. Длинноволновая динамика культурно-цивилизационных процессов демонстрируют явно выраженные техно-гуманитарные корреляции. Периоды технологических революций предшествуют или соответствуют самым ранним фазам повышательной волны. Фаза подъема, как правило, характеризуется наибольшей плотностью исторических событий, а также избыточной насыщенностью сочинений, рефлексирующих проблемы смысла и. целей существования человеческой цивилизации и культуры. Помимо этого, социокультурный аспект длинноволновой динамики заключается в чередовании четвертьвековых периодов «динамического» социального неравенства, культивирования индивидуальности, моральной толерантности, формирования новых горизонтов развития культуры (фаза подъема) и «статического» социального неравенства, апологии идеи уравнительной справедливости, господства традиционной нравственности, консервации уже созданных культурных форм (фаза спада).
Настоящему времени соответствует повышательная волна кондратьевского цикла, которая будет продолжаться, предположительно, до 2015 года. Согласно закону техно-гуманитарного баланса, современному обществу предстоит выработать адекватные институты социокультурной интеграции, связанные с развитием, главным образом, компьютерных и биотехнологий. Всякий аксиологический поиск в данном направлении имеет, несомненно, общецивилизационный масштаб. Однако появление, а тем более целенаправленное создание адекватных форм социокультурной интеграции ничем не гарантировано. Культурная традиция пробуксовывает в колее стихийного движения цивилизации, срываясь в фантазмы национального и религиозного фундаментализма. Не от непродуманности, а от принципиальной непредусматриваемости.

КОКИН А. КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ЗАКОН ЭВОЛЮЦИОННЫХ КОРРЕЛЯЦИЙ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное: М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2. Ч.2. / Ред. кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. С.17-19.

Hosted by uCoz